Проверяемый текст
Шетов Владимир Хачимович. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством в 20-е годы (Диссертация 1999)
[стр. 107]

факторов, которые оказывают влияние на производство и условия, определяющие успешность .производственно хозяйственной деятельности предприятий.
Ученый внимательно изучил зарубежный опыт научного построения системы организации производства, как он сам выразился: “в способах проведения и передачи роли руководителя и часто творца осуществляемого процесса производства к исполнителям, от управляющего и руководящего центра до последнего ученика в предприятии” [113, с.
12].
Свое внимание Н.Ф.
Чарновский акцентировал на двух системах: на тейлоризме и фордизме.
Изучив подробнейшим способом их, он выделил общее для обеих систем это стремление к эмансипации от ручной ремесленной техники и от индивидуальных инициативных способностей каждого исполнителя.
Значит, обе системы базируются на принципе углубленного разделения 0 труда, предполагающем четкое выделение исполнительной функции, сужение поля работы каждого исполнителя, сведение задачи последнего до простых, элементарных движений и операций, выполняемых в строгом соответствии с указаниями.
Также Н.Ф.
Чарновский выделил особенность каждой из этих систем.
Так, в основе системы Ф.
Тейлора, по его мнению, лежит принцип рационализации работ путем предварительного установления норм для всех элементов трудовых операций.
Следовательно, исполнители подвергаются методу систематического отбора, выявляя наиболее пригодных для выполнения данных операций.
Такой работник освобожден от поисков метода работы и ограничивается в свободе выбора действия, а взамен получает подготовленный инструмент и план действия, от которого он не имеет права отступать.
Кроме того, система Ф.
Тейлора гарантирует синхронность действия всех служб, задействованных для решения основной задачи.
Не стоит забывать, что тейлоризм, помимо рационализации движения, предусматривает и поощрение роста за перевыполнение поставленных задач, что положительным образом влияет на повышение эффективности этой системы, оставляя “за бортом” традиционную 107
[стр. 140]

140 строения системы организации производства, выражающихся, говоря словами самого Чарновского, “в способах проведения и передачи роли руководителя и часто творца осуществляемого процесса производства к исполнителям, от управляющего и руководящего центра до последнею ученика в предприятии” [291, с.
12].
Особое внимание Чарновского привлекли две системы: тейлоризм и фордизм.
Обе они были подвергнуты им глубокому анализу.
Общее для обеих систем стремление к эмансипации: во-первых, от ручной ремесленной техники, ремесленных секретов и навыков, и, во-вторых, от индивидуальных инициативных способностей и талантов каждого исполнителя.
Поэтому обе системы базируются на принципе углубленного разделения труда, предполагающем четкое выделение исполнительной функции, сужение поля работы каждого исполнителя, сведение задачи последнего до простых, элементарных движений и операций, выполняемых в строгом соответствии с указаниями.
Выделив общее, присущее обеим системам, Чарновский указал и на особенности, свойственные каждой из них.
Разница, по его мнению, заключается как в степени упрощения исполняемых функций, так и в средствах интенсификации производства, поддержания надлежащего производственного темпа.
В основе системы Тейлора лежит принцип рационализации работ путем предварительного установления норм для всех элементов трудовых операций.
Отсюда: исполнители, в конечном счете, подвергаются методу систематического отбора, выявляющего пригодность их к выполнению данной работы в соответствии с установленными нормами и рекордами.
И если традиционная трудовая практика предоставляла исполнителю более или менее полную свободу действий, задавая ему лишь образ конечного результата (что нужно сделать), то система

[Back]