Проверяемый текст
Шетов Владимир Хачимович. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством в 20-е годы (Диссертация 1999)
[стр. 108]

108 организацию управления [5, с.37].
Следует также признать и универсальность системы Ф.
Тейлора по отношению к другим отраслям трудовой деятельности.
Но, к сожалению, как отмечает И.Ф.
Чарновский, система Ф.
Тейлора не достигает полной эмансипации от квалификации и индивидуальных особенностей исполнителей и руководителей.
Так, на долю руководителя приходится задача детального и глубокого изучения всех элементов работы с разработкой всех пауз и планок урока, что, в свою очередь, освобождает исполнителя от составления такого плана, но не освобождает от выполнения “спущенных сверху” установок.
И, по справедливому заключению Н.Ф.
Чарновского, именно развитие тейлоризма привело к возникновению психофизических методов рационального отбора исполнителей, и то, что она оставляет в стороне вопрос о техническом совершенствовании производства.
Это приводит к тому, что при совершенном автоматизированном производстве система становится менее применимой.
Так, на смену тейлоровской системы в условиях повышенной автоматизации приходит новая разновидность функциональной организации, которая называется “система Форда”.
Новая система предполагает высокий уровень автоматизации производства, наличие современных станков и оборудования, уплотнение производства путем совмещения множества операции, выполняемых на одном станке и использование конвейерной системы производства.
По мнению Н.Ф.
Чарновского, проведением в широком масштабе непрерывного процесса производства, развитием специальных приспособлений и механизации производственного ритма мы обязаны Г.
Форду.
Она позволяет с помощью небольшого количества высококвалифицированного штата работников приобщить к производству низкоквалифицированный персонал и снизить себестоимость производимой продукции.
Н.Ф.
Чарновский считал целесообразным применение системы Тейлора в нашей стране в отраслях с большим удельным весом квалифицированного
[стр. 142]

142 технических методов рационального отбора исполнителей, определения степени их пригодности к той или иной профессии.
Кроме того, система Тейлора оставляет в стороне вопрос о техническом совершенстве производства, допуская применение в значительном объеме ручного, физического труда.
Отсюда: при переходе к механизированному, а тем более автоматизированному, производству, эта система объективно становится все менее применимой, поскольку влияние отдельных исполнителей на производственный успех в целом в условиях автоматизации резко сокращается.
Эти условия вызывают к жизни другую разновидность функциональной организации, автоматически устанавливающей и поддерживающей высокий темп работы.
Такой разновидностью и явилась система Форда.
Система Форда предполагает высокое развитие техники, применение специальных станков, доводящих уплотнение производства до крайних возможных пределов, главным образом, путем совмещения множества операций, выполняемых на одном станке одним “полуобученным” рабочим, тесной расстановки этих станков в соединении с механизированной (преимущественно конвейерной) транспортировкой изделий и т.д.
Именно Форду, по мнению Чарновского, мы обязаны проведением в широком масштабе непрерывного процесса производства, развитием специальных приспособлений и механизацией производственного ритма, которая создает общий импульс к работе, распределенной между рядами исполнителей по закону строгой связанности и равенства операций во времени.
Фордовская организация производства, считает Чарновский, позволяет с помощью сравнительно небольшого корпуса квалифицированных кадров приобщить к промышленной цивилизации даже неподготовленный персонал и свести к минимуму относительные затраты на

[Back]