Проверяемый текст
Шетов Владимир Хачимович. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством в 20-е годы (Диссертация 1999)
[стр. 34]

данных одной страны, а необходимо сотрудничество лучших умов, деятелей науки и практики всего человечества’’ [83, с.22].
ч Таким образом, как видим, в 20-е годы отечественными учеными были сформулированы пионерные, опередившие свое время общеорганизационные подходы, которые, к сожалению, уже к началу 30-х годов были ошибочно оценены и разгромлены, тогда как на Западе они получили дальнейшее бурное развитие.
“1.2.
Пси хоф и з иоло г н ческа я школа управленческой мысли в России в начале XX века Одним из первых и наиболее популярных в России течений научного менеджмента оказалось психофизиологическое направление.
Представители этого течения
весьма критически относились к тейлоровской системе организации труда и управления прежде всего потому, что она не уделяла должного внимания психофизиологическим аспектам труда и, тем самым, в значительной мере упускала из поля зрения самого человека, проблемы условий его труда, его здоровья и т.д.
Если для
Ф.
Тейлора, Г.
Форда и других рабочий это машина, то для представителей рассматриваемого направления рабочий это “живая машина”, то есть сложнейший биосоциальный организм.

Исходя из этого, подлинно научный менеджмент, по их мнению, должен строиться непременно с учетом знаний о физиологических и психологических процессах, происходящих в организме человека.
Это позволит устранить непроизводительные затраты труда, существенно
поднять его эффективность, не подвергая при этом здоровья работника опасности.
Приоритетная задача научной организации, полагали они, состоит в том, чтобы основательно изучить как саму “живую машину”, так и все факторы, влияющие на ее функционирование [9, с.6].
Как ни странно, имя выдающегося русского ученого, академика В.М.
Бехтерева, даже
нс упоминается в работах по истории научной организации труда и управления производством.
По-видимому, действительно
34
[стр. 40]

Этот же акцент в воззрениях Раецкого четко прослеживается и при обосновании им идеи создания центрального научного центра Республики, который объединил бы все научные учреждения в области организации труда и управления и придал бы этой работе широкий государственный масштаб.
Задачи такого научного центра должны быть значительно шире, чем только изучение психофизиологии индивидуального труда.
Необходимо “изучение всех вопросов, связанных с разнообразными отраслями коллективной общественно-необходимой человеческой деятельности” и установление начал “социальной механики”, призванной вырабатывать наиболее эффективные методы сочетания и согласования людей (“трудовых активностей”) в целях получения “максимума полезного эффекта при минимуме затрат энергии” [214, с.21].
Предлагая создание такого научного центра, Раецкий отмечал, что “это будет первый опыт в мире”.
При этом автор был далек от тех настроений изоляционизма, которые были, как правило, свойственны многим представителям “социалистической” науки о труде и управлении.
Наоборот, Раецкий выразил убеждение, в соответствии с которым такой центр “выльется в будущем в международный центр, поскольку для изучения всех вопросов, связанных с проблемой труда и рационализации социальной деятельности человека, недостаточно организационного опыта и научных данных одной страны, а необходимо сотрудничество лучших умов, деятелей науки и практики всего человечества” [214, с.22].
Таким образом, как видим, в 20-е годы отечественными учеными были сформулированы пионерные, опередившие свое время общеорганизационные подходы, которые, к сожалению, уже к началу 30-х годов были ошибочно оценены и разгромлены, тогда как на Западе они получили дальнейшее бурное развитие.


[стр.,41]

РОССУЙОКА* государствЯНК.ЛЯ 4^ библиотека Глава 2.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Одним из первых и наиболее популярных в России течений научного менеджмента оказалось психофизиологическое направление.
Представители этого течения,
как правило, весьма критически относились к тейлоровской системе организации труда и управления прежде всего потому, что она не уделяла должного внимания психофизиологическим аспектам труда и, тем самым, в значительной мере упускала из поля зрения самого человека, проблемы условий его труда, его здоровья и т.д.
Если для
Тейлора, Форда и других рабочий это машина, то для представителей рассматриваемого направления рабочий это “живая машина”, то есть сложнейший биосоциальный организм.
Поэтому подлинно научный менеджмент, по их мнению, должен строиться непременно с учетом знаний о физиологических и психологических процессах, происходящих в организме человека.
Это позволит устранить непроизводительные затраты труда, существенно
повысить его эффективность, не нарушая при этом здоровья работника.
Важнейшая задача научной организации, считали они, состоит в том.
чтобы основательно изучить как саму “живую машину”, так и все
условия, влияющие на ее функционирование.
2.1.
Учение об “энергетическом оптимуме”.
Как ни странно, имя выдающегося русского ученого, академика В.М.Бехтерева, даже
не упоминается в работах по истории научной организации труда и управления производством.
По-видимому, действительно
существуют явления, не поддающиеся рациональному объяснению.

[Back]