как показывает опыт веков, по уровню своей продуктивности всегда уступает труду свободных людей, заинтересованных в результатах этого труда. Отсюда, заключает В.М. Бехтерев, государство, нецелесообразно эксплуатирующее силы своих сограждан, в конечном счете, несмотря на определенный временный выигрыш в производительности труда, обязательно расплатится собственным банкротством, с которым оно неизбежно столкнется тогда, когда силы трудящихся окажутся “надорванными”, “истощенными на более или менее долгое время” [9, с.25]. Таким образом, окончательный идеал, по выражению В.М. Бехтерева, состоит в такой организации труда, которая давала бы “максимум производительности при оптимуме или максимуме здоровья, при отсутствии не только переутомления, но и при гарантии полного здоровья и развития V личности трудящихся” [9, с.25]. С этой, и только с этой точки зрения выдающийся русский врач смотрел на проблему научной организации, без устали убеждая в том, что нельзя достигать цели любыми средствами, нельзя исходить из принципа подъема производства, во что бы то ни стало [9, с.25]. Центральным пунктом бехтеревской системы организации груда и производства является вопрос об усталости и утомляемости работников. “Разумеется,писал академик, всякий здоровый человек должен трудиться, ибо бездеятельность оказывает вредное влияние на организм и может принести его к атрофии. Но и чрезмерная интенсификация труда, обусловливающая перенапряжение организма, столь же недопустима, ибо приводит к его истощению, поэтому усилия представителей науки о труде должны быть, прежде всего, направлены на поиск способов точного определения мышечной и нервной усталости, длительности утомления и размеров тех пауз в работе, которые позволяют организму отдохнуть и восстановить его энергию” [9, с.28]. Другим важнейшим пунктом бехтеревской концепции является его утверждение, в соответствии с которым большую роль в труде играет 38 |
45 нии, неразумно, да и невозможно заставить всех людей действовать одинаково, по командам “направо-налево” [275, с.57]. И уж если мы переходим к социализму, нельзя допустить, чтобы груд работников, прежде работавших как вьючные животные на предпринимателей, иссушавших свои мышцы, сердце, мозг, был заменен теперь столь же непосильным трудом на государство. В противном случае трудящийся, “освободившийся от экономического рабства отдельных предпринимателей, сделался бы рабом государства” [12, с.24]. Однако, проницательно замечает В.Бехтерев, оно в этом случае не осталось бы в выигрыше, если речь вести о долгосрочной перспективе. Ведь рабский труд, как показывает опыт веков, по уровню своей продуктивности всегда уступает труду свободных людей, заинтересованных в результатах этого труда. Отсюда, заключает В. Бехтерев, государство, нецелесообразно эксплуатирующее силы своих сограждан, в конечном счете, несмотря на определенный временный выигрыш в производительности труда, обязательно расплатится собственным банкротством, с которым оно неизбежно столкнется тогда, когда силы трудящихся окажутся “надорванными”, “истощенными на более или менее долгое время” [12, с.25]. Таким образом, окончательный идеал, по выражению Бехтерева, состоит в такой организации труда, которая давала бы “максимум производительности при оптимуме или максимуме здоровья, при отсутствии не только переутомления, но и при гарантии полного здоровья и развития личности трудящихся” [12, с.25]. С этой, и только с этой точки зрения выдающийся русский врач смотрел на проблему научной организации, без устали убеждая в том, что нельзя достигать цели любыми средствами, нельзя исходить из принципа подъема производства во что бы то ни стало [12, с.25]. 46 Центральным пунктом бехтеревской системы организации труда и производства является вопрос об усталости и утомляемости работников. Разумеется, писал академик, всякий здоровый человек должен трудиться, ибо бездеятельность оказывает вредное влияние на организм и может привести его к атрофии. Но и чрезмерная интенсификация труда, обусловливающая перенапряжение организма, столь же недопустима, ибо приводит к его истощению. Поэтому усилия представителей науки о труде должны быть прежде всего направлены на поиск способов точного определения мышечной и нервной усталости, длительности утомления и размеров тех пауз в работе, которые позволяют организму отдохнуть и восстановить его энергию. Другим важнейшим пунктом бехтеревской концепции является его тезис, в соответствии с которым немалую роль в труде играет настроение работника, оказывающее, как доказал ученый, воздействие на движения работающих людей. Так, в лаборатории В.Бехтерева было установлено, что радостное настроение приводило к усилению вытягивательных движений и уменьшению сгибательных. Противоположное настроение приводило к обратному результату. В лаборатории удалось также выяснить влияние эмоциональных состояний на точность воспроизведения, которая всегда повышалась при хорошем настроении работников и понижалась в угнетенном состоянии. Ученые лаборатории во главе с В.Бехтеревым много занимались проблемами положения гуловища и конечностей по отношению к каждой конкретной выполняемой работе, координации и оптимизации трудовых движений, механики мышечных сокращений, определения и устранения так называемых лишних движений и т.д., и т.п. Они исходили при этом из простой, но гениальной мысли Ф.Тейлора, согласно которой всякая |