Проверяемый текст
Шетов Владимир Хачимович. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством в 20-е годы (Диссертация 1999)
[стр. 42]

ч 42 заинтересованности в труде является, по В.М.
Бехтереву, первоочередной задачей научной организации.
Но, подчеркивая основополагающую роль материальных мотивов труда, не исчезающую с появлением социализма,
В.М.
Бехтерев не склонен недооценивать мотивы идейные.
Они черпают свою силу из источника более возвышенного.
“Их купить за деньги нельзя, ибо с материальными благами они не имеют ничего общего, как это мы видим на примерах идейного подвижничества; но создание идейной
заинтересованности в труде требует такого культурного развития, которое вместило бы и понимание, и усвоение общественных идеалов’' [9, с.34].
Нужен, продолжает ученый, новый уровень просвещения и культуры в целом, который позволил бы каждому трудящемуся достигнуть понимания того, “что он не наймит у государства, а истинный производитель государственных ценностей,...
что этим самым он не только обеспечивает себя и свою семью, но ...
является хотя и небольшой величиной, но величиной, необходимой в механизме создания человеческой культуры”
[9, с.34].
И еще один фактор роста производительности, о котором, пишет
В.М.
Бехтерев, никогда не следует забывать.
Это система управления, то есть “руководящая система всего ведения дела в производстве”, которая должна обеспечивать “согласованность всех частей механизма, развертывающегося в данном производстве”.
Но.
для этого необходимо, продолжает академик, чтобы в качестве управляющих “стояли хорошо подготовленные в техническом деле лица, которые, помимо своих технических знаний, прониклись бы не только важностью порученного им дела, но и осуществления его в новых условиях жизни страны с соблюдением интересов и здоровья трудящихся”
[9, с.34].
Многое, наверное, можно еще написать о воззрениях выдающегося русского ученого В.М.
Бехтерева, но и сказанного вполне достаточно для того, чтобы увидеть и понять значимость его концепции научной
[стр. 49]

49 вершенно иное.
Он не поддался гипнозу этой ленинской догмы, и еще до окончания политики “военного коммунизма” внятно выразил свое отношение к проблеме, в соответствии с которым “сколько бы мы ни говорили о моральном значении труда, сколько бы ни возг лашали дифирамбов в пользу достоинства и высокого общественного значения труда, без личной заинтересованности в труде ...
обойтись невозможно” [12, с.25].
В.
Бехтерев, таким образом, явственно видел два вида заинтересованности: материальную и идейную.
При этом академик прекрасно понимал, что обычный человек менее всего “склонен руководствоваться в своем труде не своими личными потребностями, а общественными нуждами, ибо современный человек ...
является индивидуалистом, а не социалистом, исключая, конечно, тех немногих, которые прониклись полностью идеями коммунизма” [12, с.24].
По последние, повторяет Бехтерев, составляют сравнительно небольшую часть населения страны, организующую известные “субботники” и т.п.
В другой же части, значительно большей, “мы можем видеть самое большое лишь временные порывы, а не постоянную потребность подчинить себя и свой труд интересам коллектива” [12, с.24].
Отсюда, создание материальной заинтересованности в труде является, по Бехтереву, первоочередной задачей научной организации.
Но, подчеркивая основополагающую роль материальных мотивов труда, не исчезающую с появлением социализма,
В.Бехтерев не склонен недооценивать мотивы идейные.
Они черпают свою силу из источника более возвышенного.
“Их купить за деньги нельзя, ибо с материальными благами они не имеют ничего общего, как это мы видим на примерах идейного подвижничества; но создание идейной
заинтересованноеги в труде требует такого культурного развития, которое вместило бы и пони

[стр.,50]

50 мание, и усвоение общественных идеалов” [12, с.34].
Нужен, продолжает ученый, новый уровень просвещения и культуры в целом, который позволил бы каждому трудящемуся достигнуть понимания того, “что он не наймит у государства, а истинный производитель государственных ценностей, ...
что этим самым он не только обеспечивает себя и свою семью, но ...
является хотя и небольшой величиной, но величиной, необходимой в механизме создания человеческой культуры”
[12, с.34].
Такое понимание, по Бехтереву, само по себе является важнейшим фактором роста производительности труда.
И еще один фактор роста производительности, о котором, пишет
Бехтерев, никогда не следует забывать.
Это система управления, то есть “руководящая система всего ведения дела в производстве”, которая должна обеспечивать “согласованность всех частей механизма, развертывающегося в данном производстве”.
Но для этого необходимо, продолжает академик, чтобы в качестве управляющих “стояли хорошо подготовленные в техническом деле лица, которые, помимо своих технических знаний, прониклись бы не только важностью порученного им дела, но и осуществления его в новых условиях жизни страны с соблюдением интересов и здоровья трудящихся”
[12, с.34].
Многое, наверное, можно еще написать о воззрениях выдающегося русского ученого В.М.Бехтерева, но и сказанного вполне достаточно для того, чтобы увидеть и понять значимость его концепции научной
организации труда и управления производством.
Родственные идеям В.М.Бехтерева воззрения формулировал и О.А.Ерманский.
Среди зачинателей российской науки о труде ему, видному экономисту, члену Коммунистической академии, профессору, принадлежит

[Back]