Проверяемый текст
Шетов Владимир Хачимович. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством в 20-е годы (Диссертация 1999)
[стр. 52]

52 свойство организма в целом или отдельных его частей быть подверженным утомлению.
Конкретная '* реализация этого свойства, т.е.
глубина развивающегося утомления при одной и гой же нагрузке (умственной, физической, эмоциональной), зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервноэмоционального напряжения, возраста, адекватности нагрузок и т.п.
[122].
Утомление зависи т от гою, как расходуется во время работы энергия организма и как она заменяется новой.
Утомленность же, помимо этого, зависит и от ряда других обстоятельств, лежащих вне самого процесса
труда, таких, например, как отношение работника к своей работе, от степени интереса к ней, от его общего самочувствия и настроения в данный момент и т.д., то есть от ряда психических факторов и индивидуальных личностных особенностей человека [51, с.35].
Ясно, рассуждает О.
А.
Ерманский, что субъективное чувство утомленности ненадежный признак для вывода о действительном физиологическом балансе сил работника.
Для такого суждения необходимы знания об объективном утомлении, которое предшествует субъективной утомленности, оставаясь некоторый промежуток времени в скрытом виде, недоступном сознанию или ощущению.
Но в течение этого промежутка еще неосознанная усталость уменьшает работоспособность.
Если этот промежуток достигает известного предела, наступает истощение.
Более того перенапряжение не только уменьшает работоспособность на данный момент, но и причиняет более длительный ущерб, отражаясь на следующем периоде отдыха.
Вот почему необходимо выявлять скрытую усталость и, не полагаясь на ненадежное ее ощущение, искать пути распознавания объективного утомления.
Кроме того, добавляет
О.А.
Ерманский, если ощущение утомленности надолго запаздывает сравнительно с моментом наступления объективного утомления, то в значительной степени нарушается еще и контроль работника над экономией его сил, нарушается органичное
[стр. 60]

мом предприятием, слепо исполняющий задания инструкционной карты, то у Ерманского он уже “сознательный винтик”, более того, “участник всей общественной жизни”.
Отсюда и принципиально иная, чем у Тейлора, постановка вопроса: научная организация должна обеспечивать высокое качество рабочей силы и гарантировать ее рациональное, а не “хищническое”, использование, предотвращая ее от какого бы то ни было “переутомления и истощения”.
Это, говорит Ерманский, “вопрос о том, быть или не быть научной организации производства” [112, с.35].
Вслед за известным французским физиологом Лмаром Ерманский изумлен общим пренебрежением к вопросу о законах деятельности живой рабочей силы.
В самом деле, четыре формы материальной энергии механическая, тепловая, электрическая и химическая служат предметом неослабного изучения, энергия же человека, постоянно применяемая в производстве, остается еще слишком мало исследованной [112, с.35].
Поэтому, считает О.Ерманский, такие проблемы, как усталость, утомление, отдых и т.д., должны занять центральное место во всей проблематике научной организации.
Трактовка этих понятий самим Ерманским представляет определенный интерес.
Прежде всего, ученый предлагает различать два явления, которые нередко считаются синонимами: утомление и утомленность.
Утомление, говорит автор, это объективное физиологическое состояние человека, в организме которого нарушено нормальное равновесие, а утомленность это чувство усталости, ощущаемое человеком, доходящее до его сознания.
Утомление зависит от того, как расходуется во время работы энергия организма и как она заменяется новой.
Утомленность же, помимо этого, зависит и от ряда других обстоятельств, лежащих вне самого про


[стр.,61]

цесса труда, таких, например, как отношение работника к своей работе, от степени интереса к ней, от его общего самочувствия и настроения в данный момент и т.д., то есть от ряда психических факторов и индивидуальных личностных особенностей человека [112, с.35].
Ясно, рассуждает О.Ерманский, что субъективное чувство утомленности ненадежный признак для вывода о действительном физиологическом балансе сил работника, /[ля такого суждения необходимы знания об объективном утомлении, которое предшествует субъективной утомленности, оставаясь некоторый промежуток времени в скрытом виде, недоступном сознанию или ощущению.
Но в течение этого промежутка еще неосознанная усталость уменьшает работоспособность.
Если этот промежуток достигает известного предела, наступает истощение.
Более того перенапряжение не только уменьшает работоспособность на данный момент, но и причиняет более длительный ущерб, отражаясь на следующем периоде отдыха.
Вот почему необходимо выявлять скрытую усталость и, не полагаясь на ненадежное ее ощущение, искать пути распознавания объективного утомления.
Кроме того, добавляет
Ерманский, если ощущение утомленности надолго запаздывает сравнительно с моментом наступления объективного утомления, то в значительной степени нарушается еще и контроль работника над экономией его сил, нарушается органичное саморегулирование процессов труда, а следовательно, косвенно еще больше подвергается опасности дальнейшая работоспособность человека [112, с.36].
В чем же состоит сущность утомления как физиологического состояния? Отчего и как происходит нарушение равновесия в организме? Поскольку эти вопросы носят сугубо психофизиологический характер и, тем самым, несколько выходят за рамки компетенции экономиста, не бу

[Back]