Проверяемый текст
Шетов Владимир Хачимович. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством в 20-е годы (Диссертация 1999)
[стр. 77]

77 линиями и углами, прямо с курсом в неизвестное, с компасом на холод, с хронометром в дальние века" [70, с.ЗЗ].
В стенах ЦИТа, в многочисленных лабораторных исследованиях и экспериментах, иод руководством А.
Гастева, стали разрабатывать свою методику, суть которой заключалась в идее “машинизации” трудовых движений работников.
Принцип действия этой “машинизации” состоял в отборе и отработке нужных движений, доведении их до полного автоматизма, с подключением новаторских и творческих мыслей.
“Этот принцип машинизирования или биологического автоматизма
должен идти очень далеко, вплоть до так называемой мыслительной деятельности человека” [29, с.46].
Взяв за основу операцию по рубке зубилом и изучив досконально все элементы, связанные с этим процессом, ЦИТовцы отработали систему тренажа и поставили задачу “воспитание особого, нового скоростного человека, с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть настороженным и, в то же время, расходовать минимум нервной энергии” [28, с.47].
Так какие результаты должна была дать эта система тренажа? В первую очередь, это принятие новой двигательной культуры.
Следующим шагом являлось развитие системы установок рабочих приемов.
Затем система должна была перейти к организационно-оперативной тренировке [30, с.28-29, 31].
В дополнение к системе тренажа прилагалась и психотренировка, развивающая наблюдательность и умение точной фиксации наблюдаемого, а также система автохронометража.
Главным действующим лицом в этой системе обучения должен стать инструктор-педагог, который должен формировать трудовые установки и мотивировать работников на оптимизацию и эффективность труда.
“Главный наш рычаг это инсгруктаж, писал А.К.
Гастев.
Инструктора, рассыпанные по заводу в виде инициативных установщиков, являются будничными инспекторами и наладчиками производства.
Инструктор
[стр. 94]

94 I неизвестное, с компасом на холод, с хронометром в дальние века” [64, с.ЗЗ].
Работа по созданию метода быстрого и массового обучения трудовым профессиям велась в ЦИТе комплексно, она сопровождалась целым рядом лабораторных исследований и экспериментов в области физиологии, биомеханики, биоэнергетики и, в определенной мере, психотехники.
И ЦИТ создал свой метод, свою методику.
В чем суть ЦИТовской методики? Если говорить предельно кратко, то она заключается в идее “машинизации” трудовых движений работников, “живого состава” предприятий.
Отбирая и отрабатывая нужные движения, методика ЦИТа предполагала совершенное овладение ими, достижение максимального автоматизма.
Нарастание такого автоматизма, по мысли ЦИТовцев, будет способствовать тому, что “нервная энергия будет освобождаться для все новых и новых инициативных стимулов”, увеличивая “мощь данного индивида до беспредельности” [65, с.46].
Чем большего автоматизма достигнет работник, тем шире станут его возможности для решения все новых и новых активных задач.
“Этот принцип машинизирования или биологического автоматизма,
по мнению Гастева, должен идти очень далеко, вплоть до так называемой мыслительной деятельности человека” [65, с.46].
При этом речь шла не о простом автоматизме, “который заключается в обычном повторении одного и того же акта” и в конце концов приводит к “спячке”, “гипнозу”.
Но если в процесс вовлекаются все новые автоматы, если человек “привыкает к прогрессирующему включению новых переменных, то он становится беспредельным творцом” [65, с.46].
Так, простая, казалось бы, операция по рубке зубилом “раскрывает глубины прохождения элементов воображения в работе, элементов памяти, дает нам ключ к построению так пазы

[стр.,95]

95 ваемой мыслительной работы ...
представляется нам огромной цепью включения простых и сложных реакций, созданием мощных автоматов, включением этих автоматов в комплексы, непрерывным оживлением этих автоматов новыми реакциями” [65, с.47].
Изучение этой операции рубки зубилом и позволило ЦИТовцам отработать систему тренажа и поставить задачу “воспитания особого, нового скоростного человека, с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть настороженным и, в то же время, расходовать минимум нервной энергии” [63, с.
105].
По мнению А.К.Гастева, через эту систему тренажа в той или иной степени должны пройти тысячи и тысячи рабочих страны.
Целью этой тренировочной системы являлось прежде всего привитие новой двигательной культуры, “точно предопределяющей как те движения, так и ту психологическую сноровку, которые необходимы рабочему для его работы” [66, с.28-29].
Далее, система тренажа призвана была развивать систему установок рабочих приемов с применением шаблонов, направителей и водителей.
После основательной “отделки” элементарных трудовых приемов ЦИТовцы, в соответствии со своей методикой тренажа, переходили к тренировке организационно-оперативной, осуществляемой в рабочей обстановке, “сдавая каждый прием при посредстве браковки, сдавая каждый прием с определенной степенью скорости” [66, с.31].
ЦИТовская система тренажа, располагавшая тремя перечисленными элементами двигательной культурой, тренировкой приемов и организационно-операционной тренировкой дополнялась особой психотренировкой, прививавшей обучаемым точную наблюдательность и умение точной фиксации наблюдаемого, а также системой автохронометража, позволявшей рабочему самому отмечать в инструкционной карточке затраченное на данную операцию время.


[стр.,96]

I I I 96 На первый план в ЦИТовской системе обучения выдвигалась фигура инструктора-педагога, который должен был не только определять характер тренировки и работы, но и неустанно наблюдать, контролировать, руководить, обращая внимание обучаемых буквально на все: правильную стойку, держание инструмента, порядок на рабочем месте, рациональное положение рук и, главное, точные движения.
Иными словами, он должен был формировать трудовые установки и осуществлять прививку “бациллы” всем работникам, которые, благодаря ей, будут испытывать постоянный призыв к труду.
“Главный наш рычаг это инструктаж, писал Гастев.
-^И11Стру4стораграсСЬIпан!^ые по заводу в виде инициативных установщиков, являются будничными инспекторами и наладчиками производства.
Инструктор
смотрит за всеми установками, направляет их и является неустанным инициатором все новых и новых совершенных установок.
Мы полагаем, что, именно внеся в Советскую Россию разработанный принцип массового инструктажа, ...
мы вселяем в самые широкие массы неугомонный творческий стимул” [65, с.49].
Установочный метод подготовки и переподготовки рабочей силы базируется на целом ряде методологических правил (принципов), вобравших в себя все теоретические достижения ЦИТа.
I.
Принцип организации Среды, или социальной инженерии.
Его суть состоит в том, чтобы, основываясь на выводах инженерии и биологии, дать работникам такую систему организационных и биологических установок, которые позволили бы живому составу органично слиться с машинно-техническим комплексом и превратили бы предприятие в подлинную социально-инженерную машину, работающую так же ритмично, точно и слаженно, как станок.

[Back]