Проверяемый текст
Шетов Владимир Хачимович. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством в 20-е годы (Диссертация 1999)
[стр. 90]

совершенствования технических приемов, сводящих его (управление) к набору самых элементарных операций, доступных людям со знанием “четырех действий арифметики” [86, с.95].
Наконец, упрощение управленческих функций неизбежно приведет, в конечном счете, к их полному исчезновению и “отмиранию” самого государства.

Тезис об упрощении управления и его отмирании вкупе с самим государством является не более, чем мифом
и плодом кабинетных упражнений.
Государство продукт общественного разделения труда, отпочкования функции управления в самостоятельный вид профессиональной деятельности.
Даже на сегодняшний день мы еще не имеем никаких данных для того, чтобы судить о том, возникнет ли когданибудь такая ступень развития производства, на которой исчезнет общественное разделение труда, связанное с различной мерой реальной общественной инициативы* с различной мерой реального права (в его экономическом, престижном и функциональном выражении).
Следовательно, сегодня остается возможным лишь разговор о желательности той или иной конкретной формы государственной организации, а не об отказе от таковой в принципе.
Естественно, сказанное вполне правомерно и в отношении постулата об “исчезновении особой функции управления людьми” через ее перманентное “упрощение” путем совершенствования техники.
Семь десятилетий, истекших после возникновения “производственной трактовки” управленческих процессов, дают богатейший материал, доказывающий прямо противоположное.
В самом деле, уровень технической оснащенности за это время многократно увеличился, но надобность в осуществлении функции менеджмента не уменьшилась, наоборот, ее роль и значимость в развитии производства и общества в целом неизмеримо возросла, и вряд ли этот бесспорный факт, может быть, кем-нибудь опровергнут.

Таким образом, из первого этого вопроса вытекает следующий, в котором сотрудники МТУ считают, что технический подход к анализу 90
[стр. 117]

117 конце концов самого управления” [277,с.216].
И это полностью согласуется с марксистской схемой, которая безапелляционно утверждала в качестве характерной черты будущего строя именно то, что в нем “управление людьми уступит место управлению вещами”, когда всякая административная деятельность, в том числе и государственная, отомрет и будет сдана в музей истории рядом с ручной прялкой и бронзовым топором.
Вот так и замкнулся порочный круг теоретических рассуждений Е.Розмирович, фундированных на марксистско-ленинских цитатах: управлять в новом обществе должны все, включая кухарок.
И это вполне возможно, нужно лишь, чтобы они этому научились.
Но для этого, в свою очередь, требуется непрерывно упрощать управление с помощью совершенствования технических приемов, сводящих его (управление) к набору самых элементарных операций, доступных людям со знанием “четырех действий арифметики”.
Наконец, упрощение управленческих функций неизбежно приведет в конечном счете к их полному исчезновению и “отмиранию” самого государства.

Это и будет означать вступление в коммунистический рай.
Тезис об упрощении управления и его отмирании вкупе с самим государством является не более, чем мифом,
плодом умозрительных кабинетных упражнений.
Государство не есть порождение классового разделения общества, оно возникает там и тогда, где и когда общество не может решать задачи своего самоуправления без специального аппарата.
Иными словами, оно продукт общественного разделения труда, отпочкования функции управления в самостоятельный вид профессиональной деятельности.
Поэтому и вопрос об уничтожимости государства (или его отмирания) должен быть переведен, как справедливо замечает

[стр.,118]

118 :> 1 Д.Штурман, из области политической.борьбы в область вероятных и невероятных тенденций разделения общественного труда [302, с.360-362].
Даже на сегодняшний день мы еще не имеем никаких данных для того, чтобы судить о том, возникнет ли когда-нибудь такая ступень развития производства, на которой исчезнет общественное разделение труда, связанное с различной мерой реальной общественной инициативы, с различной мерой реального права (в его экономическом, престижном и функциональном выражении).
Следовательно, сегодня остается возможным лишь разговор о желательности той или иной конкретной формы государственной организации, а не об отказе от таковой в принципе.
Естественно, сказанное вполне правомерно и в отношении постулата об “исчезновении особой функции управления людьми” через ее перманентное “упрощение” путем совершенствования техники.
Семь десятилетий, истекших после возникновения “производственной трактовки” управленческих процессов, дают богатейший материал, доказывающий прямо противоположное.
В самом деле, уровень технической оснащенности за это время многократно увеличился, но надобность в осуществлении функции менеджмента не уменьшилась, наоборот, ее роль и значимость в развитии производства и общества в целом неизмеримо возросла, и вряд ли этот бесспорный факт может быть кем-нибудь опровергнут.

Если говорить прямо, без лукавства, то приходится признать, что пресловутые тезисы Ленина о “каждой кухарке” и “четырех действиях арифметики”, равно как и все попытки Е.Розмирович и ее коллег заложить под эти тезисы целый теоретический фундамент в виде концепции некоего постоянного “упрощения” управленческих функций, потерпели решительное фиаско.
Перейдем теперь к рассмотрению второго вопроса может ли тех

[Back]