Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 125]

126 Следует напомнить (пп.
1.2 и 1.3), что в своей работе мы основываемся на том положении, что саморазвитие это процесс, в известной мере предопределенный биологически, что в человеке изначально существуют заложенные на генетическом уровне программы саморазвития.
В то же время своевременное и правильное развертывание данных программ обусловлено воздействиями среды развития, образованием, а также степенью зрелости личностных качеств (волевых, коммуникативных и др.), сформированностью системы нравственных ценностей.

Поэтому необходимо создать условия, содействующие «запуску» механизмов сознательного саморазвития становящейся личности.
Однако
следует заметить, что исходя из особенностей рассматриваемого возраста (п.
1.2), прямое воздействие на «механизмы запуска» утрачивает свое значение.
Намного эффективнее воздействие через содержание материала курса, способствующее самостоятельному осмыслению, рефлексии и принятию решений относительно своего пути профессионального и личностного развития.

Личностный смысл знания, связь его с опытом и проблемами
школьников и студентов, может обнаруживаться непосредственно в тех темах и предметах, которые прямо выходят на их жизненные проблемы.
Но достаточно часто требуется специальная педагогическая инструментовка содержания образования, позволяющая обучающимся обнаруживать личностные смыслы этого знания.
При этом интеллектуально-эмоциональное будирование личности достигается обращением к таким темам, рассматриваемым в ракурсе
базовых курсов, как: человеческая жизнь, здоровье, гармония с природой, истина как ценность, предвидение, роль данной науки в жизни человека, мощь разума, красота не только природы и человека, но и теории (помните «эта теория недостаточно красива, чтобы быть истинной») и многое другое.
Личностная направленность отражена и в принципе вариативности содержания образования.
Рассмотрим данную проблему через призму синергетического подхода.
Как было сказано выше (п.п.

1.2 и 1.3), процесс
[стр. 183]

Таким образом, в содержание любого курса кроме указаний, рекомендаций, комментариев, диаграмм, обеспечивающих самостоятельное понимание и усвоение курса, должны включаться: надпредметные метазнания, отражающие структуру любого знания, принципы его построения; организационно-технологические знания, являющиеся основой самостоятельной деятельности студентов.
Но это не единственная причина, которая заставляет нас обращаться к вопросу о включении в содержание образования материала обеспечивающего условия для самостоятельной работы студентов.
Как уже упоминалось ранее (п.
2.3), согласно результатам исследований конца XX века [135; 272; 375 и др.], формирование оптимального для каждого человека стиля переработки информации происходит в основном в рамках его самостоятельной работы.
Еще одним фактором, говорящим о важности ориентации содержания образования на саморазвитие студентов является то, что личностное и профессиональное саморазвитие студента является важнейшим условием и средством гуманизации образовательного процесса в университете.
Следует напомнить (п.
2.1.), что в своей работе мы основываемся на том положении, что саморазвитие это процесс, в известной мере предопределенный биологически, что в человеке изначально существуют заложенные на генетическом уровне программы саморазвития.
В то же время своевременное и правильное развертывание данных программ обусловлено воздействиями среды развития, образованием, а также степенью зрелости личностных качеств (волевых, коммуникативных и др.), сформированностью системы нравственных ценностей.

Таким образом, в рамках образовательной системы вообще и в рамках конкретного курса в частности необходимо создать условия, содействующие «запуску» механизмов сознательного саморазвития становящейся личности.
Однако
еле184

[стр.,184]

дует заметить, что исходя из особенностей студенческого возраста (п.
2.3.), в отличие от более раннего периода, прямое воздействие на «механизмы запуска» утрачивает свое значение.
Намного эффективнее воздействие через содержание материала курса, способствующее самостоятельному осмыслению, рефлексии и принятию решений относительно своего пути профессионального и личностного развития.

Следующим основанием отбора содержания базовых курсов является ориентация на мировоззренческие ценности.
Это обусловлено тем, что профессиональное и личностное развитие является по своей сути процессом обретения человеком своей человеческой сущности [183; 184].
Следовательно, в данном положении мы, прежде всего, говорим о формировании системы нравственных ценностей, которая, как мы указывали выше (п.п.
2.1 и 2.4), является культурно-нравственным стержнем личности.
В связи с этим интересно отметить, что духовно-нравственный компонент содержания образования всегда был для России традиционным.
Например, в Царскосельском лицее, основанном по личному указанию Александра I для детей дворянского сословия России, в продолжение всех 6 лет обучения лицеисты изучали в первую очередь «нравственные» учебные дисциплины: закон божий, этика, логика, правоведение и др.
Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нем всегда сохранялась гуманитарно-нравственная основа, «как залог будущей нравственности в государстве».
В студенческом возрасте особое смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, социально-психологической адаптации (п.
2.3).
Поэтому данный компонент должен быть отражен в содержании не только гуманитарных наук, но и включен в презентуемый материал специальных и общеобразовательных дисциплин.
Неисчерпае185

[стр.,187]

мого (ценностно-смысловую его часть) и предусматривать возможности его преобразования.
Личностный смысл знания, связь его с опытом и проблемами
студентов, по мнению А.Г.
Кузнецовой [180], может обнаруживаться непосредственно в тех темах и предметах, которые прямо выходят на их жизненные проблемы.
Но достаточно часто, требуется специальная педагогическая инструментовка содержания образования, позволяющая обучающимся обнаруживать личностные смыслы этого знания.
При этом интеллектуально-эмоциональное будирование личности достигается обращением к таким темам, рассматриваемым в ракурсе
базового курса, как: человеческая жизнь, здоровье, гармония с природой, истина как ценность, предвидение, роль данной науки в жизни человека, мощь разума, красота не только природы и человека, но и теории (помните «эта теория недостаточно красива, чтобы быть истинной») и многое другое.
Личностный компонент отражен и в принципе вариативности содержания образования.
Рассмотрим данную проблему через призму синергетического подхода.
Как было сказано выше (п.п.

2.1 и 2.2), процесс интериоризации (присвоения) знаний сверхсложный, нелинейный, вероятностный процесс.
Для того чтобы он «состоялся», нужно сочетание многих факторов, причем отличных для каждого конкретного случая.
Это определяется, прежде всего, генетически обусловленными качествами личности студента и его субъектным опытом.
Предугадать необходимое сочетание факторов и обеспечить их реализацию для каждого конкретного студента в условиях группового обучения практически невозможно.
Однако создание обучающей среды за счет использования вариативного содержания курса позволяет студенту самому выбрать более «созвучный» (приемлемый) ему материал и, следовательно, наиболее успешно «освоить» обязательные для усвоения знания.
Результаты психолого-педагогических исследований [188; 333; 357; 375 и 188

[Back]