Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 18]

19 ских представлений, «...проблема состоит в необходимости обозначения существующего явления термином, отражающим его глубинную сущность и определение его положения и связей с другими структурными элементами общей системы образования.
Это
позволяет различать, оценивать и взаимно координировать частное и общее в культурном пространстве любого масштаба» [128, С.
28].
Главное отличие «региональное™» от «провинциальности» в том, что
последнее более соотносится с понятием «среда», в которое включаются: материальная, духовная культура, идейная сфера личности, ее ценности и мировоззрение и т.д.
Оно обязательно
подразумевает определенную квалификацию объекта, по отношению к которому применяются [23; 116; 122].
Первой попыткой создания «теории провинции»
стали работы А.
Вицына [38], А.
Лохвицкого [97], И.
Андреевского [10], А.
Васильчикова [36], написанные в середине XIX века.
«Образовательную» окраску термин «провинция» получил еще в начале XIX века благодаря формальному разделению всей территории России на учебные округа.
Земская реформа 1864 г., практически законодательно подтвердила оригинальность местной образовательной
практики.
Уже тогда «самыми различными социальными группами «провинция» и «провинциальность» воспринимались не только как понятия географические и административные, сколько как культурно-образовательные
[122, С.
27].
В этом проявляется одновременно практическое и историкопедагогическое значение данного понятия, «...позволяющего исследователю видеть за сегодняшними реалиями историческую глубину»
[116, С.
47].
Под эгидой земств не только создавались начальные школы, реальные училища и гимназии, но и открывались учительские институты, организовывались курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Например, «освежение» педагогических знаний, мето
[стр. 46]

1.3.
«Провинциальное образование» в педагогической теории и практике Рассматривая проблемы «провинциального образования», прежде всего, необходимо остановиться на трактовке данного понятия, которое, на наш взгляд, не является синонимом «регионального образования».
Мы согласны с мнением тех ученых, работавших в рассматриваемой области: Е.
П.
Белозерцев, А.
И.
Павленко, Л.
Н.
Голубева [241; 249], которые считают, что термин «региональное образование» ограничивает смыслы образования и сужает их до географических представлений.
Проблема состоит в необходимости обозначения существующего явления термином, отражающим его глубинную сущность и определение его положения и связей с другими структурными элементами общей системы образования.
Это
позволит различать оценивать и взаимно координировать частное и общее в культурном пространстве любого масштаба.
Главное отличие «региональное™» от «провинциальности» в том, что
в последнее более соотносится с понятием «среда», в которое включаются: материальная, духовная культура, идейная сфера личности, ее ценности и мировоззрение и т.д.
Оно обязательно
подразумевают определенную квалификацию объекта, по отношению к которому применяются.
Первой попыткой создания «теории провинции»
стала вышедшая в 1864 году книга А.
Лохвицкого «Губерния» [207].
Глубиной постановки задач и проблем исследования А.
Лохвицкий, несомненно, превосходит других классических авторов предшествующего, современного ему и последующего периода И.
Андреевского [21], А.
Васильчикова [73], А.
Вицына [80].
«Образовательную» окраску термин «провинция» получил еще в начале XIX века благодаря формальному разделению всей территории России на учебные округа.
Земская реформа 1864 г., практически законодательно подтвердила оригинальность местной образовательной
практи47

[стр.,47]

ки.
Уже тогда «самыми различными социальными группами «провинция» и «провинциальность» воспринимались не только как понятия географические и административные, сколько как культурно-образовательные
[249, С.
27].
В этом проявляется одновременно практическое и историкопедагогическое значение данного понятия, «...позволяющего исследователю видеть за сегодняшними реалиями историческую глубину»
[241, С.
47].
Под эгидой земств не только создавались начальные школы, реальные училища и гимназии, но и открывались учительские институты, организовывались курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Например, «освежение» педагогических знаний, методов
и примеров достигалось путем постановки и последовательной реализации конкретных задач: постановка общих задач обучения в народной школе; выяснение образовательного значения материала каждого из предметов школьного обучения; планомерная разработка программ для различных типов народной школы; уяснение отношения народа к школе; постановка и решение вопросов о дополнительных занятиях, о вечерних и воскресных классах, о школьных и общественных библиотеках и т.д.
Русская философская мысль всегда уделяла достаточное внимание проблемам «человека провинции», осознавая, что именно там лежат истоки «русского духа».
Интересны в этом плане идеи соборности русского народа.
С.
Н.
Булгаков связывает соборность («особое состояние души») с инстинктом национальности, который в процессе осознания переживается как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, что, в конечном счете, рождает «крылья души».
Соборность (по С.
Н.
Булгако48

[Back]