Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 22]

23 лись специальные программы поддержки и повышения квалификации региональных ученых и преподавателей вузов.
Рост диспропорции в конечном результате привел к миграции наиболее квалифицированных научных кадров из провинции в столицы и за рубеж, что еще больше осложнило интеллектуальную ситуацию в провинции и существенно понизило возможность для молодежи провинции получить качественное высшее образование по месту проживания.
На социальном разломе начала 1990-х гг.
вышли наружу, стали очевидны системные ограничения в представлении о человеке, его назначении, которые задавали рамки учебного процесса и предопределяли его конечный результат, обозначились возможности серьезного реформирования вузовской системы.
Однако со временем в этой проблемной сфере «под новыми вывесками» все чаще обнаруживались механизмы воспроизводства прежних централизованно-государственных порядков [48; 56].
Если в начале и середине 1990-х годов в центре внимания стоял вопрос о качестве и смысле образования, о целях и методах обучения, об альтернативных формах образования (негосударственном и т.п.), то к концу XX века фокусом напряжений и общественной полемики все больше становилась проблема доступности высшего образования, в особенности для социально уязвимых групп, к числу которых относится и подавляющее большинство молодежи, проживающей в малых городах и сельской местности.
Рассмотрим факторы, ограничивающие доступность высшего образования в современной России.
Экономическое ке/шеястяво.-Большинство-исследователей-образова-ния в России указывают на прямую зависимость между доходами семьи (в том числе среднедушевыми) и величиной ее расходов на обучение молодого поколения [54; 55; 117 и др.].
Проанализируем данные, полученные сотрудниками Всероссийского центра изучения общественного мнения [56].
В целом для всего населения России от 15 лет и старше ответ «дос
[стр. 51]

рубежных ученых к региональным коллегам как к «дешевой рабочей силе»; политика большинства отечественных и западных научных фондов, помощь которых, за редким исключением, достается «столичным» ученым и т.д.
Отдельные акции, проводимые для уменьшения этой диспропорции не в состоянии решить данную проблему; здесь требуются специальные программы поддержки и повышения квалификации региональных ученых и преподавателей вузов.
В противном случае рост диспропорции приведет к миграции наиболее квалифицированных научных кадров из провинции в столицы и за рубеж, что еще больше осложнит интеллектуальную ситуацию в провинции.
Значительным фактором успешности создания мощной системы регионального образования, наряду с Государственными программами может стать местная инициатива.
При создании модели университетского образования в провинции, прежде всего, следует учитывать, как было сказано выше, тот факт, что высшее учебное заведение в небольшом городе это своеобразный культурный центр провинции, интегрирующий стержень в межнациональных отношениях, фактор надежной национальной безопасности.
Однако социологические исследования последнего времени свидетельствуют, что у населения провинциальных городов России ощущается дефицит социальной и культурной самоидентификации, отчего происходит распыление лучших свойств их национального характера.
Сохранение культурной субстанции в данных условиях это залог моральной консолидации членов территориального сообщества на основе традиций, исторической и этнической памяти.
В связи с этим, социокультурная составляющая университетского образования в провинции приобретает особый статус.
Университет призван способствовать развитию отношений между многонациональной культурой региона и социумом, через разнообразные виды своей деятельности.
52

[Back]