Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 67]

68 Основы современной системы образования (в дальнейшем мы будем называть её традиционной) были заложены еще в ХУИ-ХУШ веке под влиянием классической науки, основанной на «механическом» восприятии мира (рационализм, редукционизм, детерминизм и др.).
Ограниченность подобных подходов в науке была доказана еще в начале века в работах Бора, Эйнштейна, Гейзенберга и др.
В научную картину наших дней вошли новые понятия и принципы: «нелинейные системы», «диссипативные структуры», «аттракторы», «странные аттракторы», «флуктуации», «бифуркации», «коэволюция» и т.п.
В корне меняются наши представления о природе, раскрываются новые понимания единства человека, природы и общества.
Однако в образовании, как более консервативной области человеческой культуры, формы освоения знаний, изложения материала, организационные принципы остались неизменными.
При этом цель образования сводится к усвоению «прочных и правильно расположенных реальностей» путем «деления» действительности на отдельные области, отрасли, уроки;
особое внимание уделяется логическому распределению и последовательности в предметах преподавания; предполагается, что, накапливая знания, развивая науку и технику, человек обеспечивает господство над природой с целью удовлетворения своих потребностей.
Использование в работе синергетического подхода (п.
1.2) позволяет нам рассмотреть образовательную систему, способствующую повышению доступности качественного высшего образования, с иной позиции в логике концепции самоорганизующегося мира [33; 37; 70; 73; 79; 114; 150 и др.].
Отличительными чертами такого подхода являются целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода информации,
а образовательная система, построенная на синергетических принципах носит открытый, целостный, вероятностный (творческий) характер [94].
[стр. 81]

А.
Д.
Холл и Р.
Е.
Фейджин определяли систему как «множество объектов вместе с отношениями (relationships) между объектами и между их атрибутами (свойствами)» [374, С.
252].
-А.
Рапопорт предполагал, что система «...
это некоторая часть мира, которую в любое данное время можно описать, приписав конкретные значения некоторому множеству переменных» [295, С.
98].
Р.
Акоф рассматривал систему как «...сущность, концептуальную или физическую, которая состоит из взаимозависимых частей» [9, С.
145].
Рассмотренные выше определения, данные в начале и середине XX века, не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Однако нам кажется важным уточнить смысл понятия «система», применительно к социальной области исследований к которой, как известно, относится и система образования.
Основы современной системы образования (в дальнейшем мы будем называть её традиционной) были заложены еще в
XVII-XVIII веке под влиянием классической науки, основанной на «механическом» восприятии мира (рационализм, редукционизм, детерминизм и др.).
Ограниченность подобных подходов в науке была доказана еще в начале века в работах Бора, Эйнштейна, Гейзенберга и др.
В научную картину наших дней вошли новые понятия и принципы: «нелинейные системы», «диссипативные структуры», «аттракторы», «странные аттракторы», «флуктуации», «бифуркации», «коэволюция» и т.п.
В корне меняются наши представления о природе, раскрываются новые понимания единства человека, природы и общества.
Однако в образовании, как более консервативной области человеческой культуры, формы освоения знаний, изложения материала, организационные принципы остались неизменными.
При этом цель образования сводится к усвоению «прочных и правильно расположенных реальностей» путем «деления» действительности на отдельные области, отрасли, уроки;
82

[стр.,82]

особое внимание уделяется логическому распределению и последовательности в предметах преподавания; предполагается, что, накапливая знания, развивая науку и технику, человек обеспечивает господство над природой с целью удовлетворения своих потребностей.
Мы рассматриваем образовательную систему университета с иной позиции в логике концепции самоорганизующегося мира [135; 156; 236; 284; 344 и др.].
Отличительными чертами такого подхода являются целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода информации
[388].
Раскрытие механизма самоорганизации стало одним из важнейших открытий уходящего столетия.
Основу науки, изучающей законы самоорганизации систем (синергетики) составили труды бельгийского ученого И.
Пригожина и немецкого физика-теоретика Г.
Хакенена.
Возникновение новой науки (вернее новой методологии или философии науки) не было случайным.
Как уже говорилось ранее (п.1.1), уже в 70-х годах XX века для многих ученых, работающих в области экологических, математических, физических, социальных наук становится ясно, что развитие техники, индустриальной мощи, рост населения имеют вполне определенный предел и он не за горами.
Решения большинства ключевых задач выживания связанные с междисциплинарными исследованиями получили свое развитие именно в рамках синергетики.
Эти исследования позволяют избегать ситуаций, в которых погоня за локальным выигрышем, предлагаемым специалистами в конкретной области, оборачивается глобальным проигрышем, за который приходится расплачиваться всем [145].
Таким образом, синергетика современная попытка перейти от конфронтации между материальными и духовными началами, к сотрудничеству и единению.
83

[Back]