Проверяемый текст
Оксана Овчинникова, Константин Халин. Путин, Блэр, Буш. Биографии и аналогии. -M. 2004
[стр. 45]

Стереотип формируется не только при целенаправленном идеологическом воздействии СМИ, но и под воздействием бессознательной коллективной переработки и индивидуальной коллективной среды.
Политическая мифология представляется самой запредельной политической наукой.

Политическая мифология как наука формировалась фрагментарным путем.
Мифом занимались и филологи, и историки, и философы...
Среди политмифологов очень мало настоящих, дипломированных политологов.
Видимо, политологи как представители
очень серьезной профессии избегают того, что напоминает им легенды, считая работу с политическими мифами сплошным баловством.
Но, как это часто случается, именно несерьезные вещи
зачастую определяют действительность.
Человеческие стереотипы, на которых построена вся политическая мифология, необыкновенно живучи.

Они переживут вес остальные.
Питательная почва для политической мифологии будет существовать вечно, пока будет жить хотя бы один человек на планете Земля.
Вообще,
когда человек слышит слово миф, то ассоциация, которая молниеносно возникает в памяти, Древняя Греция...
Может быть, потому что
«миф» от греческого «рассказ об увиденном, произошедшем когда-либо ранее».
Одни ученые видели в магии обряд, который помогал человеку господствовать над природой.
А английский антрополог В.
Робертсон-Смит считал, что к магии обращались для решения личных проблем, в области магии действовали демонические силы, а не Бог.
Другой английский антрополог Ф.
Джевонс считал магию отрицанием религии.
Магия есть совокупность частных культов, она обращается к духам, враждебным человеку.

Э.
Дюркгейм22 также настаивал на том, что магия и религия разные сакральные сущности.
Он считал, что субстрат всякой религии та или иная группа, ибо не может быть религии без церкви.
Магия ж:е, 45
[стр. 98]

Вы скажете, что люди в высших эшелонах власти живут намного лучше, они диктуют свои правила игры, под которые нам трудно подстроиться, зато они не думают об этом, им все равно.
Быть может, и все равно.
Зато нам легче в том плане, что есть на кого свалить вину.
Во всем, что не получается у нас, виноваты там, наверху.
Потому что только они могут потянуть за ниточки и выровнять все шероховатости, но они этого не делают, потому что не любят свой народ.
А народ и рад, что его не любят, ведь на любовь надо отвечать любовью, а это значит, что тоже надо предпринимать ответственные шаги и идти туда, где не сладко, где вершатся великие дела.
Путин нехороший, и Блэр тоже не подарок, а что же говорить о Буше.
Все они настроены против народа, против всех.
А кто хороший? Может быть сосед бабушки, который починил ей крышу? Путин-то не починил, ему некогда было, а Блэр вообще ничего не захотел слушать по поводу дырки в крыше моей бабушки.
А ведь она голосовала за Путина, ждала от него ответной реакции.
Но она все равно его любит, потому что он каждый год добавляет по сотенке к ее пенсии.
И меня она любит, потому что я ее внук, а не потому что я не починил ей крышу.
Просто любит за то, что я у нее есть.
Не надо искать причина неприятия того или иного человека, потому что никто не хочет причинить никому вреда, даже Буш своей великой местью не станет стирать с лица Земли мою бабушку.
Он только даст по голове тем, кого он ненавидит, вернет своей стране былую непоколебимость и дальше будет творить свои реформы.
Вот такие они, наши президенты, наши покровители, за которыми как за стеной.
Что бы мы делали без них, под чье крылышко бежали бы? Не стал бы за нас заступаться бабушкин сосед, ему-то все равно, какие у тебя проблемы, ему вообще наплевать на то, что у тебя не все в порядке.
Зато наш президент что-то там делает во благо страны, ведет переговоры, убеждает нас в чем-то.
Какие сладкие речи он говорит, послушаешь, успокоишься и пойдешь спокойно спать.
А завтра будет новый день, новые надежды, новые перспективы.
Они не одинаковы, они все разные, и мысли у всех разные, каждый трудиться во благо своего народа и каждый не допускает, чтобы его народ был обижен другим.
Хоть Блэр и потерял доверие англичан, ему не составит особого труда вернуть его.
Возможно, созданный образ не нарушен, а только лишь разбавлен новыми впечатлениями.
Англичане все равно будут верить в то, что их правитель сделает так, как надо.
Потому что ему внушат это.
Наступит то день, когда Блэр восстановит свою репутацию, ему просто ничего не остается делать.
Народ ждет и верит.
Каждый народ верит в своего правителя, даже если ругает его.
Тем самым он просто исправляет те погрешности, которые были допущены при создании его образа.
Для него сейчас главное провести четкую и быструю политику для восстановления своего образа.
А если и не восстановит, то придет ему на смену другой, угодный всем, который расставит все по местам.
Но ведь никто не застрахован от ошибок, каждый может где-то нашкодить, в том числе и те, от кого мы меньше всего ожидаем.
Ведь, они такие же как и мы все, такие же люди, с теми же чувствами, с теми же потребностями.
Так давайте же смотреть прежде всего на свои ошибки, а ошибки сильных мира сего не будут иметь серьезных последствий.
Потому что все там под контролем.
В следующей главе мы подробно рассмотрим механизм мифотворчества и циркуляции политических мифов.
ГЛАВА 2.
ОЧАРОВАНИЕ МИФА Политическая мифология представляется самой запредельной политической наукой.
Широкий круг обывателем считает ее чем-то вроде сказки про политиков.
Но это неверно.
Политическая мифология как наука формировалась фрагментарным путем.
Мифом занимались и филологи, и историки, и философы...
Среди политмифологов очень мало настоящих, дипломированных политологов.
Видимо, политологи, как представители


[стр.,99]

очень серьезной профессии избегают того, что напоминает им легенды, считая работу с политическими мифами сплошным баловством.
Но как это часто случается, именно несерьезные вещи
часто определяют действительность.
Человеческие стереотипы, на которых построена вся политическая мифология, необыкновенно живучи.

Если верить А.Тойнби, они пережили погибшие цивилизации.
И переживут все остальное.
Питательная почва для политической мифологии будет существовать вечно, пока будет жить хотя бы один человек на планете Земля.
В
этой главе мы рассмотрим, чем же на самом деле является политический миф и с чем его едят.
Вообще, когда человек слышит слово миф, он вспоминает мультфильмы про Минотавра, Персея, Тезея и аргонавтов.
Те, кто читал про греков больше, могут вспомнить еще и про Одиссея с сиренами, и про Елену Прекрасную.
Но ассоциация, которая молниеносно возникает в памяти -Древняя Греция...
Может быть, потому что
слово "миф" греческого происхождения.
Оно означает рассказ об увиденном, когда либо произошедшем ранее.
Но родина мифа -едва ли Греция...
Миф возник одновременно если не с человеком, как существом физическим, то с человеком, как существом разумным.
Как только люди стали мыслить, они совали нос куда ни попадя и не всегда удачно.
Иногда они сталкивались с тем, чего не могли объяснить.
И вот тогда они взяли на себя тяжкий труд объяснить происходящее вокруг.
Труд был действительно тяжким.
Нельзя было так сразу найти объяснение тому, почему восходит солнце, почему светит луна, почему тигр, завидя человека, стремиться его скушать.
И придумывали себе мифы.
В этих повествованиях люди объясняли себе и своим сородичам, что Солнце и Луна -поссорившиеся влюбленные, а сова и заяц враги потому что были таковыми еще в человеческом обличие, пока мудрый колдун не превратил их в зверей.
Эти мифологизированные представления регламентировали и их жизнь.
У каждой половозрастной группы были свои представления.
А у каждого племени -тем более.
Почему то все многие считали , что в первобытном обществе человек был абсолютно свободен.
И если от чего-то и зависел, так от состояния своей набедренной повязки.
Если бы все так и было.
С течением времени и неумолимым ходом истории жизнь первобытного дикаря, будь он мужчиной или женщиной накопилось столько обычаев и правил, которые все нужно было соблюсти.
И как мучались бедные люди, если по обычаям племени воду можно было пить только в определенные часы дня.
И целовать женщин в определенные часы суток.
Уже много позже, в Египте жизнь фараонов регламентировалась не лучше.
По свидетельству Диодора Сицилийского, египетским фараонам полагалось спать с женой только в строго определенные часы.
А еще бедным фараонам целыми часами должны были сидеть неподвижно и держать на своей божественной голове тяжелую корону.
Если, не дай бог, корона съезжала набок, это означало гнев солнечных богов и жесткое продолжение истории.
Чтобы гнев богов не постиг всех остальных, фараон уходил в мир иной доказывать свою правоту.
Иногда уходил сам, иногда его провожали.
В результате реальную власть захватывали противные жрецы, которые строили козни различного плана, используя красивых женщин и раненное мужское самолюбие.
Мифологизированные представления сопровождали и природные явления.
Солнце светило освещало землю от доброты душевной, а прекрасная небесная дева рассталась с милым и пошел холодный дождь.
Те природные явления, которые приносили благо

[стр.,100]

считались добрыми.
Но было нечто, что несло холод, темноту и угрозу.
Когда гремела гроза и наступала ночь, наши первобытные предки пугливо жались друг к другу и с нетерпением ждали дневного света.
Все, что вызывало страх в первобытном человеке -казалось ему злым.
Так воспринимали ночь: в темноте блуждали хищные звери и ничего не было видно.
Такая же участь постигла зиму -растительность умирала и борьба за выживание становилась все более жестокой.
Так появились злые духи.
И чтобы защитится от них, человек апеллировал к добрым.
Наблюдая за природными явлениями, например, погодой, человек замечал, что после жуткой грозы выглядывало яркое солнышко.
Значит, добрые духи победили злых, хотя те, еще наверное, вернуться...
Потом от примитивных духов люди перешли к богам.
Вы можете спросить, а чем их собственно духи-то не устраивали? Дело вот в чем.
Духи для человека были чем-то вроде равных.
Человек мог воздействовать на них, уговаривать, обламывать, заставлять служить себе.
Вы спросите -а как? Проще простого.
Отношения между духами и человеком напоминают отношения между двумя сорванцами.
Представляете, встречаются двое лоботрясов.
Один, к примеру, поумнее.
Тот, что поглупее просит помочь ему с задачей по математике.
Умник ему говорит: "Хорошо, а что я буду с этого иметь?" Двоечник ему:" Хочешь, познакомлю с Ленкой?" Вот примерно также складывались отношения у людей с духами.
А на месте Ленки -жертва.
Но иногда, допустим, девка не нравилась.
Тогда двоечник донимал умника по-другому -шантажом, угрозами и если совсем никак, пацаны могли подраться.
Древние шаманы не раз топили идолов в реке и сжигали их кострах.
Когда люди поняли, что не всегда можно напугать духа и вытрясти из него желаемое.
В общем, негодный это дух.
И как не старался шаман, как не прыгал он вокруг костра и как не пылились его священные лохмотья по полу -желанный дождик все равно не шел.
Все ритуальные танцы вокруг костра и причитания шамана были ни чем иным, как магической процедурой.
Что такое магия? Еще несколько лет тому назад оно было таким популярным, что затмевало слово "Россия".
Шаман танцевал вокруг костра и его движения имитировали движения серых туч.
Он таким образом намеревался вызвать дождь.
Исходя из примера, можно сказать, что вся магия держится на ассоциациях, которые возникают в человеческом сознание: серые пыльные лохмотья и серые тучи, полные воды.
Умница Плиний Старщий увидел в магии учение, достойное его внимания по той самой причине, что она была самым обманчивым из искусств, а между тем господствовала в мире.
Должны заметить, что этот выдающийся древнеримский историк жил в ту пору, когда от настоящей магии в полном смысле остались одни воспоминания.
Стоит себе уяснить, что магия предполагает наличие веры в духов, а религия -веры в богов.
Не надо смешивать понятия магии и религии.
Одни ученые видели в магии обряд, который помогал человеку господствовать над природой.
А английский антрополог В.Робертсон-Смит считал, что к магии обращались для решения личных проблем, в области магии действовали демонические силы, а не бог.
Другой английский антрополог Ф.
Джевонс считал магию отрицанием религии.
магия есть совокупность частных культов, она обращается к духам, враждебным человеку.

[Back]