Проверяемый текст
Оксана Овчинникова, Константин Халин. Путин, Блэр, Буш. Биографии и аналогии. -M. 2004
[стр. 47]

по-прежнему несет отпечаток мифа.
Миф является неотъемлемой частью человеческой культуры».
Политическую мифологию можно считать чем-то вроде «социальной физики».
Дело не только в том, что у политмифологов и физиков общие понятия и принципы, а просто нужна наука, которая бы занималась общественно-политическим сознанием, его природой и сутью.
И философия не всегда
подойдет.
Тем более, что в политике ей не отыскали твердую почву.
Э.
Кассирер утверждал, что политические мифы принадлежат к особому семейству призраков.
Миф действительно похож на призрак он неуловим.

В литературе, как научной, так и политической, на равных правах используются термины «миф» и «легенда».

Если повествование идет о явлениях природы и вымышленных богах
это миф, если о реально живущих людях, то это легенда.
Но «политический миф» это устоявшееся словосочетание.
Главный вопрос при изучении политического мифа можно сформулировать так: насколько реальность отличается от созданного мифа? Можно сказать, что они полярно отличаются друг от друга.
В связи с этим
следует выделить несколько принципов политического мифоведения.
Политическая легенда весьма похожа на политическую реальность, где, как кажется, нет вымысла.

Политический миф на первый взгляд реальное событие, т.е.
при мифологизации запускается частично верная информация,
которую обосновывает более глубокое знание события.
Политический миф так искажает политическую реальность, что
сам нуждается в разъяснении со стороны истории.
И
последнее.
Политический миф отражает точку зрения на событие своего создателя,
т.с.
он формируется но заказу заинтересованного лица.
Л.
Леви-Стросс, считал, что миф вполне можно изучать в лаборатории как предмет весьма материальный:
«Можно достичь почти точного и строго выраженного формулирования генетического закона мифа, что позволит параллельно развить социологические и психологические исследования 47
[стр. 102]

начинается прогресс, миф становится добычей литературы.
Мысль понятна -миф является признаком человеческого детства.
И миф с этой точки зрения представляется не столь существенной частью развития культуры.
Ну верили дикари в духов и верили.
Повзрослели, перестали верить -молодцы, поумнели.
Что касается Э.Кассирера, то он придерживался другой точки зрения.
По его мнению, "миф свойственен не только первобытному сознанию, он сохраняет свое значение и на самых высоких степенях общественного развития.
Человек не есть исключительно разумное существо, его мышление по-прежнему несет отпечаток мифа.
Миф является неотъемлемой частью человеческой культуры".
Политическую мифологию можно считать чем-то вроде "социальной физики".
Дело не только в том, что у политмифологов и физиков общие понятия и принципы, а просто нужна наука, которая бы занималась общественно-политическим сознанием, его природой и сутью.
И философия не всегда
пойдет.
тем паче, что в политике ей не отыскали твердую почву.
Политика -это то, что люди творят, но им собственное же творение неподвластно.
Человечество в бессилие начинает думать, что если по старинке воздействовать на непонятные феномены, то можно обуздать их стихию.
Но -нет.
Человек как боялся злых духов и чертей, так он их и боится.
хуже всего то, что они ему везде мерещатся.
В том числе и в политической сфере.
Ведь люди, которые там заняты -не роботы, они также подвержены человеческим эмоциям и страхам.
В той же степени человек подвержен вере в иллюзии.
Поэтому не стоит удивляться, что в политике человеком правят стереотипы и мифы, продолжая оказывать влияние на политическую деятельность человека не смотря на то, какой нынче век на дворе.
При знании законов политической мифологии авантюристы всех мастей вполне могут встать у руля цивилизованного вроде бы государства.
Политическая мифология знает только один закон -закон человеческого самолюбия и страха.
Специалист в этой области накрутит такой миф, что Нерон в гробу содрогнется.
Нужно лишь найти слабое место у потенциальной жертвы.
Человек всегда желает чегото недостижимого.
Это может быть стабильность, чувство уверенности в себе, в завтрашнем дне и тому подобное.
Но в тоже время им придется очень хорошо напрячь свои мозги и попытаться удержать достигнутую победу.
Миф -не просто ложь.
Это больше лжи.
Миф -настолько хорошо спланированная манипуляция человеческими чувствами, что он по своей стервозности превосходит самый крутой обман раза в три.
От мифа нельзя защититься, потому что мы -люди, а не мутанты с притупленным чувством разума.
И наши мозги не устоят перед мифическим десантом, который кажется до того реальной действительностью, что не возникает мысли об обмане.
Иначе говоря, хорошо построенный мифологический ряд разглядишь не сразу.
Простой пример.
Все хозяйки, чтобы их окна на мир не становились грязными, время от времени их протирают.
У хорошей хозяйки окна такие чистые, что стекла можно не заметить.
Кажется, что его вообще нет.
С мифом примерно тоже самое: хороший миф не замечаешь.
Он нечто идеально чистого стекла на оконной раме.
Но в отличие от обыкновенного стекла он показывает не реальную жизнь, а сильно искаженную.
Вот так, порода не ясна.
А чтобы бороться с явлением, нужно знать его природу.
И ученые ринулась изучать природу мифа.
Француз Л.Леви-Стросс клятвенно пообещал вывести миф на чистую воду.
Он собрался расчленить его, четвертовать и раскрыть позорную сущность, но не хватило ученому грешной жизни.


[стр.,103]

Все тот же Э.Кассирер, которого так часто вспоминают последователи (ни к ночи будь помянут), утверждал, что политические мифы принадлежат особому семейству призраков.
Миф действительно похож на призрак, он неуловим.

Его ловишь и в руке остается только ...
воздух.
Или труп убитого политическим мифом.
Есть одна маленькая, но важная мелочь.
В литературе, как научно, так и политической на равных правах используются термины " миф" и "легенда".

Возникает вопрос, какой термин употреблять правильнее -"миф" или "легенда".
В науке существует четкое разграничение: если повествование идет о явлениях природы и вымышленных богах, то это миф.
Если повествование идет о реально живущих людях, то это легенда.
Так что если на пути встречается политический миф о реально действующем политике, то его правильнее считать его политической легендой.
Но для красоты звучания используется словосочетание "политический миф".
Главный вопрос при изучение политического мифа можно сформулировать так: насколько реальность отличается от созданного мифа.
Можно сказать, что они полярно отличаются друг от друга.
В связи с этим
полезно выделить два принципа политического мифоведения: 1.
Политическая легенда весьма похожа на политическую реальность, где как кажется, нет вымысла.

Помните пример с окном.
Политический миф на первый взгляд -реальное событие.
Т.е., при мифологизации запускается частично верная информация,
которая может обосновываться более глубоким знанием о событии.
2.
Но политический миф так искажает политическую реальность, что нуждается в разъяснении со стороны истории.
Иначе
говоря, политический миф, так искажает реальную историю, что сам нуждается в разъяснении с ее стороны.
Простой пример.
Вас считают алкоголиком на примере того, что после тяжелой недели вам нужно расслабиться и иногда вы попадаетесь на глаза соседям с бутылкой в руке.
Или пьете нечто в стакане, что по цвету напоминает вино.
Или, когда вы возвращаетесь с работы, усталый как гончая Бобик, ваша походка слегка напоминает пьяного.
Т.е.
, внешние визуальные признаки мифического образа вроде бы налицо.
Но вы точно знаете, что -не спиваетесь.
Но факты против вас..
Если творцы этого мифа в чем -то вас невзлюбили, не волнуйтесь, скоро все поверят, что вас положили в наркологическую клинику.
И сколько бы вы не кричали о том, что все -не так, вам все равно не поверят.
Это пример из простой бытовой жизни о том, как миф уродует реальность.
3.
И последнее; политический миф отражает точку зрения на событие своего создателя.
Т.е.
он формируется по заказу заинтересованного лица.
Предыдущий пример, вернемся в него...
Вас все в округе сочли алкашом.
Подумайте, кому это надо.
Может быть, вы только что развелись с женой.
И теперь она всем рассказывает, что вы -горький пьяница, отравивший ей жизнь.
Так будет продолжаться до тех пор, пока бывшая жена не найдет личного счастья.
Возьмем политический миф "Распад союза был неизбежен" и проанализируем его со всех сторон.
Как видим, он вполне отвечает прежнему условию.
Союз действительно распался.
Но вместе с тем, миф сильно исказил политическую реальность.
Как говорят сейчас многочисленные аналитики, процесса распада СССР можно было бы избежать при проведения широких переговоров.
Последнее условие: миф отражал точку зрения

[стр.,104]

руководителей союзных республик, пленников своих амбиций.
Им и вправду было бы лестно почувствовать себя главой самостоятельного государства.
Парад независимых государств прошел на наших глазах.
Все лидеры бывших республик союза кричали о том, что их народам нужна свобода.
На самом деле им было нужно обоснование своих политических амбиций.
Так, тихая Беларусь прекрасно понимала, что она одна вряд ли будет также сильна как бывший СССР.
Но цепную реакцию парада суверенитетов было не остановить.
И еще одно замечание, любой миф существует до тех пор, пока он нужен.
Миф о распаде СССР был нужен российскому руководству примерно до середины 90-х годов.
После чего часто его трансляции резко пошла на убыль.
Потом его место занял другой миф о возрождении СССР.
Правда в модернизированном виде.
В наши дни можно зафиксировать в обществе мощный вихревой поток мифа о союзе славянских государств.
Не то, чтобы президент Путин говорит прямо другим лидерам, что надо создавать объединенное государство.
Но он мягко намекает на процесс экономической интеграции, в тоже время прекрасно понимая, что экономическая интеграция влечет за собой политическое объединение.
Вот такая история у мифа вообще и политического в частности.
"Миф" не есть нечто эфемерное и воздушное.
Ложь, что это понятие не имеет никакого отношения к грешной земле.
Один умник, француз по рождению, Л.Леви-Стросс считал, что миф вполне можно изучать в лаборатории.
Как предмет весьма материальный.

Интересно было бы посмотреть, как расчленять миф, и какой кислотой на него капать.
Вот что он сам говорил на сей счет: "Можно достичь почти точного и строго выраженного формулирования генетического закона мифа, что позволит параллельно развить социологические и психологические исследования мифического мышления, и возможно, даже изучить это мышление в лаборатории, подвергая рабочие гипотезы экспериментальному контролю".
Видите, какие полярные точки зрения.
Шли годы, и мир понял, что миф можно понять и изучить только по следам.
Пришел, увидел и наследил.
Очень похоже на библейское: "по делам вы их узнаете".
Природу мифа можно постичь в том случае, если понять для чего он нужен вообще.
То есть постичь своей умной головой, для чего создается политический миф.
Известно, что просто так не летают даже пресловутые мухи.
Миф -феномен куда более совершенный, он пережил и динозавров, и целые поколения.
Задача мифа -не только узкая специализация, принятая учеными-филологами, как-то объяснить цель Троянской войны и Всемирного потопа.
После чего для обоснования мифа появляется научная теория, цель которой -подтвердить мифические изыскания.
Миф создает реальность, в которой мы все живем.
Потому что объективная реальность -ничем не прикрытые факты скучны для сознания человека, ищущего интеллектуальной пищи.
Человек вышел из мира животных, когда начал интересоваться причиной следственными связями.
Если до пробуждения человеческого сознания человек просто видел грозу и боялся, то впоследствии он стал размышлять: а почему идет гроза и почему так страшно.
Если человек чего-то очень сильно боялся, то объяснял свой страх вмешательством враждебных сил.
Есть такое выражение: "Душа ушла в пятки".
И практически каждому человеку знакомо чувство общего страха.
Представьте себе, как его жгучие волны окатывают вас волной с головы до ног.
Так случается, когда человек сталкивается с

[Back]