2. Социологические проблемы Формирования имиджа политика п условиях Великобритании. Уже с начала шестидесятых годов социологические исследования политической коммуникации в странах Запада сложились в своеобразный исследовательский комплекс с концентрацией на управленческих, идеологических и культурных аспектах воздействия массовой коммуникации на человека и общество. Можно говорить в этой связи о выделении трех хотя и взаимосвязанных, но, тем не менее, самостоятельных направлений исследования33: 1) неовеберианского анализа рациональности в «производстве культуры», делающего акцент на вопросах организации деятельности масс-медиа и обеспечения необходимого в условиях конкуренции уровня профессионализма и сбыта; 2) неомарксистского подхода с упором на изучение символического значения сообщений массовой коммуникации на основе понимания идеологического принуждения в соответствии с традициями известной Фанкфурсткой школы и грамшианской концепцией роли культурного аппарата как средства поддержания политической гегемонии; 3) неодюркгеймианских исследований «публичного восприятия», сосредотачивающих внимание социологов на «вещном» рассмотрении формирующихся посредством масс-медиа коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом. В последние годы в исследования массовой коммуникации вводится методология феноменологической социологии. Ее представители, рассматривая в качестве «высшей реальности» сферу формирования См. Тсрин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опы т Зашла. М., 2000. С. 18-20. 68 |
2 Под индикатором (лат. indicator указатель) понимают доступную наблюдению и изучению характеристику изучаемого объекта. Под индексом (лат. index показатель) комбинацию индикаторов, образованную специальным образом. 3 См.: Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. № 6. 4 Подробнее см.: Левашов В.К. Социальная сущность концепции устойчивого развития // Социологические исследования. 1997. №4. 5 См.: Социология. Учебник для высших заведений / Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. М.: Наука, 1995; Руткевич М.Н. Макросоциология. Методические очерки. М., 1995; Тощенко Ж.Т Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994; Социология. Учебное пособие. М.: Знание, 1995; Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (реферированное издание). Челябинск, 1995; Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 6 Бродель Ф. Динамика капитализма. "Полиграмма". Смоленск, 1993, с. 49-50. © 1997 г. В.П. ТЕРИН ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ТЕРИН Валерий Павлович кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН. Уже с начала семидесятых годов социология масс-медиа в странах Запада развивается, по существу, как единый исследовательский комплекс с концентрацией на управленческих, идеологических и культурных аспектах масскоммуникационного воздействия на человека и общество [1]. Как отмечает М. Шадсон [2, р. 43], можно говорить в этой связи о выделении трех хотя и взаимосвязанных, но, тем не менее, самостоятельных направлений исследования: 1) неовеберианского анализа рациональности в "производстве культуры", делающего акцент на вопросах организации деятельности масс-медиа и обеспечения необходимого в условиях конкуренции уровня профессионализма и сбыта; 2) неомарксистского подхода с упором на изучении символического значения сообщений массовой коммуникации на основе понимания идеологического принуждения в соответствии с традициями Франкфуртской школы и грамшианской концепцией роли культурного аппарата как средства поддержания политической гегемонии; 3) неодюркгеймианских исследований "публичного восприятия", сосредоточивающихся на " вещном" рассмотрении формирующихся посредством масс-медиа коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом. В последние годы в социологические исследования массовой коммуникации начинает вводиться методология феноменологической социологии [3]. Ее представители, рассматривая в качестве "высшей реальности" сферу формирования повседневного опыта массового общения, противопоставляют себя не только "неовеберианцам" (с их представлением о рациональной организации духовного производства как "железной клетке") и "неомарксистам" (для которых мир масс-медиа продолжает характеризоваться отношениями отчуждения и репрессивности), но и исследователям, актуализирующим сегодня наследие Дюркгейма. 25 |