Проверяемый текст
В.П. Терин. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Социс. 1997. № 11. С. 25-29.
[стр. 69]

повседневного опыта массового общения, противопоставляют себя не только «иеовеберианцам» (с их представлением о рациональной организации духовного производства как «железной клетке») и «неомарксистам» (для которых мир масс-медиа продолжает характеризоваться отношениями отчуждения и репрессивности), но и исследователям, актуализирующим сегодня наследие Дюркгейма.
Нсодюркгеймианцы исходят из того, что повседневный поток массовой коммуникации, как бы обволакивая каждого человека со всех сторон, сам по себе еще не возвышает его до уровня «коллективной трансцеденталыюсти».
Для них достижение этого уровня, со свойственной ему «религиозностью» восприятия сообщений масс-медиа, возможно лишь, как правило, в случае прямой передачи уникальных событий, которые, обладая собственной мощной «аурой», вместе с тем фактически перевоплощаются для аудитории в события, создаваемые самими масс-медиа.
В отличие от них, исследователи, работающие в русле традиций феноменологической социологии, представляют собой своего рода «счастливых позитивистов»
современной эпохи постмодернизма.
Ведь в своем анализе они не только принципиально не выходят за рамки структурного упорядочивания непосредственно данного в опыте «жизненного мира» масскоммуникационного сознания, но и рассматривают его в качестве мира «очарованного, наполненного внутренним содержанием и многозначащего», поскольку «в языке, которым пользовались для описания сначала изобретения радио, а затем и телевидения, снова и снова звучало отношение к ним как к чуду, сотворенному современной наукой, и это магическое отношение не исчезло, а, оказавшись поглощенным повседневной жизнью, просто-напросто, ушло на глубину и стало действовать в сознании скрыто».

Вместе с тем, за свою историю теоретические исследования массовой коммуникации, если их рассматривать в целом, претерпели серьезные изменения.

Исследования первоначально, как правило, были привязаны к 69
[стр. 1]

2 Под индикатором (лат.
indicator указатель) понимают доступную наблюдению и изучению характеристику изучаемого объекта.
Под индексом (лат.
index показатель) комбинацию индикаторов, образованную специальным образом.
3 См.: Доган М.
Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования.
1994.
№ 6.
4 Подробнее см.: Левашов В.К.
Социальная сущность концепции устойчивого развития // Социологические исследования.
1997.
№4.
5 См.: Социология.
Учебник для высших заведений / Г.В.
Осипов, А.В.
Кабыща, М.Р.
Тульчинский и др.
М.: Наука, 1995; Руткевич М.Н.
Макросоциология.
Методические очерки.
М., 1995; Тощенко Ж.Т Социология.
Общий курс.
М.: Прометей, 1994; Социология.
Учебное пособие.
М.: Знание, 1995; Гидденс Э.
Социология: учебник 90-х годов (реферированное издание).
Челябинск, 1995; Смелзер Н.
Социология.
М.: Феникс, 1994.
6 Бродель Ф.
Динамика капитализма.
"Полиграмма".
Смоленск, 1993, с.
49-50.
© 1997 г.
В.П.
ТЕРИН ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ТЕРИН Валерий Павлович кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН.
Уже с начала семидесятых годов социология масс-медиа в странах Запада развивается, по существу, как единый исследовательский комплекс с концентрацией на управленческих, идеологических и культурных аспектах масскоммуникационного воздействия на человека и общество [1].
Как отмечает М.
Шадсон [2, р.
43], можно говорить в этой связи о выделении трех хотя и взаимосвязанных, но, тем не менее, самостоятельных направлений исследования: 1) неовеберианского анализа рациональности в "производстве культуры", делающего акцент на вопросах организации деятельности масс-медиа и обеспечения необходимого в условиях конкуренции уровня профессионализма и сбыта; 2) неомарксистского подхода с упором на изучении символического значения сообщений массовой коммуникации на основе понимания идеологического принуждения в соответствии с традициями Франкфуртской школы и грамшианской концепцией роли культурного аппарата как средства поддержания политической гегемонии; 3) неодюркгеймианских исследований "публичного восприятия", сосредоточивающихся на " вещном" рассмотрении формирующихся посредством масс-медиа коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом.
В последние годы в социологические исследования массовой коммуникации начинает вводиться методология феноменологической социологии [3].
Ее представители, рассматривая в качестве "высшей реальности" сферу формирования повседневного опыта массового общения, противопоставляют себя не только "неовеберианцам" (с их представлением о рациональной организации духовного производства как "железной клетке") и "неомарксистам" (для которых мир масс-медиа продолжает характеризоваться отношениями отчуждения и репрессивности), но и исследователям, актуализирующим сегодня наследие Дюркгейма.
25

[стр.,2]

Неодюркгеймианцы исходят из того, что повседневный поток массовой коммуникации, как бы обволакивая каждого человека со всех сторон, сам по себе еще не возвышает его до уровня "коллективной трансцендентальности" и что достижение этого уровня, со свойственной ему "религиозностью" восприятия сообщений массмедиа, возможно лишь, как правило, в случае прямой передачи уникальных событий, которые, обладая собственной мощной "аурой", вместе с тем фактически перевоплощаются для аудитории в события, создаваемые самими масс-медиа [см.
3].
В отличие от них, исследователи, работающие в русле традиций феноменологической социологии, представляют собой своего рода "счастливых позитивистов"
(Ю.
Хабермас) современной эпохи постмодернизма.
Ведь в своем анализе они не только принципиально не выходят за рамки структурного упорядочивания непосредственно данного в опыте "жизненного мира" масскоммуникационного сознания, но и рассматривают его в качестве мира "очарованного, наполненного внутренним содержанием и многозначащего", поскольку "в языке, которым пользовались для описания сначала изобретения радио, а затем и телевидения, снова и снова звучало отношение к ним как к чуду, сотворенному современной наукой, и это магическое отношение не исчезло, а, оказавшись поглощенным повседневной жизнью, просто-напросто, ушло на глубину и стало действовать в сознании скрыто"
[3, Р.
18].
Вместе с тем, за свою историю теоретические исследования массовой коммуникации, если их рассматривать в целом, претерпели серьезные изменения.

Будучи первоначально, как правило, непосредственно привязаны к эмпирическому анализу, как он проводился, в основном, под влиянием сиюминутного спроса, порождавшегося по рыночному открытой конкурентной борьбой за массовую аудиторию, они носили преимущественно бихевиористский характер, и не случайно на том этапе "в иоле" работают такие в дальнейшем известные теоретики социологии, как П.
Лазарсфельд, Р.
Миллс и Р.
Мертон.
Затем для теоретических исследований наступает длящийся до сих пор "академический период", когда "рыночный стимулятор" научного поиска как бы отпускает его на свободу: хотя действует он и с отнюдь неослабевающей силой, но при этом, давая теории "выговориться", уходит зачастую на задний план.
Другой существенной особенностью теоретических исследований масс-медиа является не просто их растущая тематическая диверсификация, но, вместе с тем, вбирание ими в себя фактически всего теоретического багажа и инструментария современной социологии, что поставило в качестве дежурного на повестку дня вопрос о сохранении ими, тем не менее, своей масскоммуникационной специфики.
Тот же вопрос оказывается все более актуальным и применительно к разворачивающейся в настоящее время компьютеризации глобально осуществляемого общения, в том числе в связи со стремительно пошедшей с начала 1994 года в рост децентрализованной компьютерной сети Интернет, созданной по заказу Пентагона еще в шестидесятых годах в целях обеспечения управления вооруженными силами США в условиях считавшейся тогда возможной термоядерной войны, а затем в силу известных событий утратившей свое непосредственное военное значение и пущенной в коммерческий оборот.
Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является, очевидно, само понятие "массовая коммуникация", без которого, как это нетрудно себе представить, никакие ее теории вообще невозможны.
Еще в 1909 году Ч.
Кули, автор теории "приобщения" индивидов к "большему сознанию" как совокупности накопленных социально значимых "состояний чувствования" и "отображений (imaginations)", выделяет коммуникацию в качестве средства актуализации "органически целого мира человеческой мысли" [4].
Позднее Дж.Г.
Мид (1934) в русле таких же рассуждений рассматривал общество как результат совокупности процессов взаимодействия индивидов друг с другом.
Он отмечал, что тождество образующихся в сознании индивидов значений актов взаимодействия позволяет каждому из них принимать на себя роль "другого", в том числе и "обобщенного другого", когда накопленный ими опыт предстает редуцированным таким образом, что выступает по отношению к ним в 26

[Back]