Проверяемый текст
Радомская, Марина Викторовна. Единый государственный экзамен в обеспечении качества общего образования (Диссертация 2006)
[стр. 104]

являются их свойства, особые состояния, стадии, этапы и фазы развития [391].
В целом, при философском подходе качество рассматривается как внутренняя субстанциальная характеристика объекта и определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.
Следует отметить, что философское понимание качества
показывает то, что отличает объект, явление или вид деятельности от других социальных явлений, систем, видов деятельности.
«В философии эта категория не носит оценочного характера, а потому в философской трактовке качества бессмысленно ставить вопрос об измерении или иной оценке качества, различении плохого и хорошего качества, низкого и высокого и т.п.»
[429, с.
27].
Трактовка качества во втором случае является основой его функционального (производственного, управленческого) понимания.
В наиболее распространенном толковании качество выступает одной из своих граней, аспектов, а именно определяет полезность, ценность объектов, их пригодность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, т.
е.
адекватность требованиям, потребностям, нормам.
С этих позиций качество не может быть конечным результатом, а является лишь средством, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту, потребностям общества или индивида.
В этом подходе рассматриваются два аспекта качества: первый аспект это соответствие стандартам или спецификации; второй соответствие запросам потребителя
[330].
Первое «соответствие» часто означает соответствие цели или применению.
Иногда его называют качеством с точки зрения производителя.
Под качеством продукции или услуги производитель понимает постоянно отвечающую требованиям стандартов или спецификации производимую им продукцию или оказываемую им услугу.

104
[стр. 14]

торой она является именно этим, а не иным.
Вместе с тем, качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов [138].
Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств.
Под свойством понимается способ проявления определенной стороны объекта.
Отсутствие хотя бы одного свойства указывает на отсутствие качества.
О наличии и уровне развития свойства можно судить по его проявлениям в различных ситуациях.
Однако категория качества не сводится к отдельным свойствам, а является целостной характеристикой существенного, выражает внутреннюю и внешнюю определенность, относительную устойчивость объекта, его отличие от других объектов или сходство с ними.
Как указывает А.И.
Субетто, учение о качестве прошло путь от квалитативизма Аристотеля до современной квалитативной парадигмы.
Уже в аристотелевском учении были осуществлены системные исследования природы качества, выполнена попытка классификации качеств; сформулирован принцип целостности; разработано представление об иерархической культуре качества материальных объектов.
Для Аристотеля уже характерно «качественное» понимание количества (которое впоследствии развито Гегелем), понимание качества как динамической системы, установление внутренней разнородности качества.
По результатам современных исследований качество определяется как объективная, существенная внутренняя определенность целостных предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем и комплексных систем; частными качественными показателями этих предметов, коллективов являются их свойства, особые состояния, стадии, этапы и фазы развития [124].
Таким образом, при философском подходе качество рассматривается как внутренняя субстанциальная характеристика объекта и определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сщ ност ь объекта.
Следует отметить, что философское понимание качества
образования показывает то, что отличает объект, явление или вид деятельности от других

[стр.,15]

социальных явлений, систем, видов деятельности.
«В философии эта категория не носит оценочного характера, а потому в философской трактовке качества бессмысленно ставить вопрос об измерении или иной оценке качества, различении плохого и хорошего качества, низкого и высокого и т.п.

[134, с.
27].
Трактовка качества во втором случае является основой его функционального (производственного, управленческого) понимания.
В наиболее распространенном толковании качество выступает одной из своих граней, аспектов, а именно определяет полезность, ценность объектов, их пригодность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, т.
е, адекватность требованиям, потребностям, нормам.
С этих позиций качество не может быть конечным результатом, а является лишь средством, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту, потребностям общества или индивида.
В этом подходе рассматриваются два аспекта качества: первый аспект это соответствие стандартам или спецификации; второй соответствие запросам потребителя
[ШишовКаль].
Первое «соответствие» часто означает соответствие цели или применению.
Иногда его называют качеством с точки зрения производителя.
Под качеством продукции или услуги производитель понимает постоянно отвечающую требованиям стандартов или спецификации производимую им продукцию или оказываемую им услугу.

Качество демонстрируется производителем в виде системы, известной как система гарантии качества, которая дает возможность постоянно производить продукцию, услуги, соответствующие определенному стандарту или спецификации.
Продукция должна демонстрировать качество столько времени, сколько этого от нее требует производитель [Там же].
Социальный аспект качества связан с отношением субъектов всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции иди услугам, то есть с запросами потребителей.
При этом качество может рассматриваться как ка

[стр.,63]

1.3.
Выводы 1.
На общенаучном (методологическом) уровне можно выделить два основных подхода к пониманию качества: философский и функциональный.
При философском подходе качество рассматривается как внутренняя субстанциальная характеристика объекта и определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.

При функциональном подходе качество определяется как относительная категория, отражающая полезность объекта, его соответствие требованиям.
Здесь по источнику требований выделяются производственный (соответствие нормам, стандартам) и социальный (соответствие запросам потребителей) аспекты.
По широте анализа качество может определяться лишь как качество результатов, либо как качество результатов, процесса и условий, в которых он происходит.
2.
Качество образования в самом общем смысле есть степень соответствия результатов и процесса образования требованиям государства, запросам потребителей, потребностям, возможностям и интересам непосредственных субъектов педагогического процесса.
Оно раскрывается в следующих аспектах: результативно-нормативном соответствие характеристик выпускников, преимущественно относящихся к сфере опыта, требованиям государственного образовательного стандарта; процессуально-нормативном соответствие кадровой, материально-технической, учебно-методической обеспеченности процесса образования нормам и требованиям; результативноличностном соответствие характеристик выпускника как личности, субъекта познания, образования, культуры запросам потребителей результатов образования; процессуально-личностном соответствие характеристик процесса образования (психологического климата, эмоционального фона общения и взаимодействия субъектов образования; образовательных технологий и др.) потребностям, возможностям и интересам непосредственных субъектов педагогического процесса.

[Back]