Диалогический принцип в единстве с личностно-деятельностным подходом образуют сущность гуманистической педагогики, создает основу компетентного подхода педагогики, когда в основу содержания и организации образовательного процесса закладываются развитие профессиональных, социальных и гуманистических компетенций. Культурологический подход позволяет видеть образование как феномен культуры, признание ее решающим фактором развития профессиональноличностных качеств, когда культуросообразность становится важнейшим условием развития среды образования и средством его гуманизации. Культурный уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов и культурологов, послужить основой для освоения студентами базовой гуманитарной культуры, в полной мере характеризующей человеческую индивидуальность как высшую ступень ценности. Данный принцип конструирования педагогического процесса реализует свои постулаты через привитие студентам духовных, социальных, общечеловеческих ценностей. Культурологический подход к отбору содержания учебных дисциплин позволяет достичь не только гуманизации образования, но обеспечить его цельность и ценностно-личностную ориентацию. Компоненты духовной, социальной и технологической культуры составляют единое образовательное пространство учебного заведения, реализующего этот подход к образованию. В культурном комплексе личность студента характеризует не только то, кем он является, но и то, что является сферой его возможного развития (по С.Л. Рубинштейну). Образование становится личностно-ориентированным на «зону ближайшего развития» каждого конкретного респондента (по Л.С. Выготскому) [117]. Культурологические основы организации педагогического процесса определяют наличие адекватности между информационной культурой и процессуальной стороной образования, которая формирует не человека207 |
этом акцент делается на создание условий для мотивации и активизации субъекта к самодвижению и саморазвитию. Личность обретает свое гуманистическое содержание в результате общения и творческого взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Диалогический принцип в единстве с личностно-деятельностным подходом образуют сущность гуманистической педагогики, создает основу компетентного подхода педагогики, когда в основу содержания и организации образовательного процесса закладываются развитие профессиональных, социальных и гуманистических компетенций. Культурологический подход позволяет видеть образование как феномен культуры, признание ее решающим фактором развития профессиональноличностных качеств, когда культуросообразность становится важнейшим условием развития среды образования и средством его гуманизации. Культурный уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов и культурологов, послужить основой для освоения студентами базовой гуманитарной культуры, в полной мере характеризующей человеческую индивидуальность как высшую ступень ценности. Данный принцип конструирования педагогического процесса реализует свои постулаты через привитие студентам духовных, социальных, общечеловеческих ценностей. Культурологический подход к отбору содержания учебных дисциплин позволяет достичь не только гуманизации образования, но обеспечить его цельность и ценностно-личностную ориентацию. Компоненты духовной, социальной и технологической культуры составляют единое образовательное пространство учебного заведения, реализующего этот подход к образованию. В культурном комплексе личность студента характеризует не только то, кем он является, но и то, что является сферой его возможного развития (по С.Л. Рубинштейну). Образование становится личностно-ориентированным на «зону ближайшего развития» каждого конкретного респондента (по Л.С. Выготскому) [77]. 77 Культурологические основы организации педагогического процесса определяют наличие адекватности между информационной культурой и процессуальной стороной образования, которая формирует не человекапрофессионала, а личность, несущую в себе гуманистическую, социальную и экономическую компетенции. Культурологическая парадигма педагогики предполагает не косметический ремонт репродуктивного подхода, свойственного системе образования индустриальной эпохи, а ориентацию задач на герменевтическое освоение смыслов различных культур и рождение интегративных способов деятельности. Антропологическая концепция педагогики исходит их того, что образование есть воплощение истинной человечности и призвано быть ареной духовного и экологического становления выпускника-интеллигента, развития его рефлексивного сознания. Этой парадигме образования свойственны интегративные, полисистемные способы деятельности, когда смыслы образовательных артефактов “декодируются” не по мозаично-фрагментарному принципу, а на основе универсального знания, которое рождается в результате собственных интеллектуальных и психических усилий личности. Антропологическое понимание образования расширяет круг относящихся к нему явлений и потребностей. Здесь модель культуры выпускника непосредственно связана с типами и уровнями развития сознания, когда в качестве инварианта, положенного в основу явлений культуры, закладывается понятие смысл. Постулат антропологического подхода гласит: человек опредмечивает свой тип сознания через культурную деятельность. Качество опредмеченного сознания дает основание ранжировать методологические принципы педагогической действительности. Антропологический подход ориентирует педагогический процесс на идеи поликультурного образования, обеспечивающего развитие у выпускников 78 |