Проверяемый текст
Лысенко, Наталья Викторовна. Управление качеством образования в техническом вузе (Диссертация 2006)
[стр. 209]

Антропологический подход призван формировать у выпускника в результате его собственных усилий универсальное знание то духовное, что рождается рефлексирующим сознанием личности.
Рассмотрение проблем качества возможно в контексте осмысления качества человека с позиции генетического подхода, основанием которого выступает рефлексия русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма».
Инвариантная структурная модель качества человека предложена А.И.
Субетто
[393].
Из генетического подхода «вытекает целенормативный» (А.И.
Субетто).
Целенормативная компонента в модели качества человека связана с идеологией ноосферного учения, с императивом установления ноосферного общества в России, обеспечения управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества
[395].
Целенормативный подход концентрирует проективную деятельность в образовании в контексте ответа на вопрос: «Какой человек нужен России в XXI веке?».
Однако генетический и целеориентированный подходы могут выступить частью антропологического подхода, центрированного на личности, обогащая спектр его компонентов.
Рассмотренные нами ранее методологические
подходы к построению системы стратегического управления качеством профессиональной подготовки в вузе учитывают многомерность феномена, предусматривая при этом перенос имеющихся научных положений в новые условия для специфического по ценностным ориентациям системного объекта, каковым является образование, что теоретически неправомерно, а практически недопустимо (В.И.
Васильев, В.В.
Красильников, С.И.
Плаксий и др.).

Определение качественности профессиональной подготовки должно основываться на: анализе образовательных факторов как числовой, так и нечисловой природы; 209
[стр. 79]

(дополнительно к перечисленным ранее) межкультурных и экологических компетенций.
Этот принцип педагогики отражает информационную культуру коммуникативности, диалогичности, вариативности, альтернативности, открытости и непрерывности образования.
Антропологический подход призван формировать у выпускника в результате его собственных усилий универсальное знание то духовное, что рождается рефлексирующим сознанием личности.
Рассмотрение проблем качества возможно в контексте осмысления качества человека с позиции генетического подхода, основанием которого выступает рефлексия русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма».
Инвариантная структурная модель качества человека предложена А.И.
Субетто
[270].
Автором определены так называемые «блоки» внутреннего качества человека (системно-социальное качество; ценностно-мировоззренческое, духовно-нравственное; психологомотивационное; качество интеллектуального развития, качество физического развития человека), которые проходят свое становление и развитие под воздействием 3-х вложенных друг в друга «сфер»: «сферы» качества знаний личности, «сферы» качества деятельности личности, «сферы» качества культуры личности.
Через эти «сферы» и происходит действие двух основных направлений в образовательной подготовке: качества общеобразовательной подготовки и качества профессиональной подготовки, а также воздействие качества воспитания.
Диалектика указанного взаимодействия состоит в том, что «знания» воздействуют не только на «системно-социальное качество», и как его часть «качество профессиональной подготовки», но и на все остальные, включая и психолого-мотивационный блок, блоки интеллектуального и физического развития.
«Знания» инструментализируются, переходя в «навыки», «умения», «профессиональные компетентности», в «профессионально79

[стр.,80]

квалификационные готовности к соответствующим профессиональноквалификационным деятельностям».
Они формируют «картины мира» и влияют на ценности и мировоззренческие отношения человека к миру обществу, государству, Биосфере, Земле, Космосу.
Действует принцип «качество образования в широком смысле отражается в качестве человека» (под качеством образования понимается единство качеств «образования в узком смысле как передачи знаний», обучения (формирования навыков, умений, профессиональных компетенций, готовности к соответствующим видам деятельности) и воспитания) [А.И.
Субетго].
С другой стороны, в зависимости от того, какими конкретно содержанием и системой требований «насыщаются» компоненты «структуры качества» человека, определяется модель качества человека, системообразующе воздействующая на потенциальное качество образования, на его содержание.
И, наоборот, в образовательных программах, в программах воспитания, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые «образование» собирается воспитать в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества человека.
Из генетического подхода «вытекает целенормативный» (А.И.
Субетто).
Целенормативная компонента в модели качества человека связана с идеологией ноосферного учения, с императивом установления ноосферного общества в России, обеспечения управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества
(А.И.
Субетто, «Ноосферизм», 2001).
Целенормативный подход концентрирует проективную деятельность в образовании в контексте ответа на вопрос: «Какой человек нужен России в XXI веке?».
Однако генетический и целеориентированный подходы могут выступить частью антропологического подхода, центрированного на личности, обогащая спектр его компонентов.
Рассмотренные нами ранее методологические
подхо80

[стр.,81]

ды к управлению качеством образования учитывают многомерность феномена, предусматривая при этом перенос имеющихся научных положений в новые условия для специфического по ценностным ориентациям системного объекта, каковым является образование, что теоретически неправомерно, а практически недопустимо (В.И.
Васильев, В.В.
Красильников, С.И.
Плаксий и др.).

Требуется разработка принципиально новых, адекватных к специфике оценки свойств и поведения объектов любой природы методов и методик факторного анализа, основанных на идее интеграции категории количество в категорию качество, опредмечивая тем самым модель инвариантных факторов оценки качества образования.
При этом свойства непостоянства, неопределенности, локальности и уникальности позволяет декомпозировать изучаемое индивидуальное явление (или процесс) на составляющие факторы, установить согласованность с непосредственно охватывающими их более обширными, но также индивидуальными целыми компонентами, которые должны быть герменевтически осмыслены, интерпретированы в контексте многомерной совокупности культурных «влияний».
Этот процесс декомпозиции и герменевтической интерпретации бесконечен и не может быть формализован.
Если общее естествознания есть закон, располагающий единичное число в определенный ряд, то общее теории образования есть индивидуальное целое, объемлющее частичные индивидуальные явления множеством идущего от него в сфере образования связей.
Образовательные факторы можно разделить на: измеряемые, которые можно представить количественно в абсолютных значениях (рациональная компонента образования); атрибутивные, не имеющие количественного выражения, например, мотивация, эстетическое восприятие действительности.
Значение интенсивных атрибутивных факторов определяется с учетом норм и установленных субъектами образовательного пространства дистанции; 81

[Back]