личности, «сферы» качества культуры личности. Через эти «сферы» и происходит действие двух основных направлений в образовательной подготовке: качества общеобразовательной подготовки и качества профессиональной подготовки, а также воздействие качества воспитания. Диалектика указанного взаимодействия состоит в том, что «знания» воздействуют не только на «системно-социальное качество», и как его часть «качество профессиональной подготовки», но и на все остальные, включая и психолого-мотивационный блок, блоки интеллектуального и физического развития. «Знания» инструментализируются, переходя в «навыки», «умения», «профессиональные компетентности», в «профессиональноквалификационные готовности к соответствующим профессиональноквалификационным деятельностям». Они формируют «картины мира» и влияют на ценности и мировоззренческие отношения человека к миру обществу, государству. Ксгиапво образования j /X Качество общеобразовательной л од г ого в ей Х\\IjC истемно социально тг 4к * Я*л™--п п 1 IL ценностно* J мирдвоззренческо 1 е кач ество <-• Качество I человека (V, Психалогом оти в а ци о нн о е кач ество !------А----------------------г "i — •о:. КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ Рис. 4. Структура качества человека (по А.И. Субетто) 215 |
(дополнительно к перечисленным ранее) межкультурных и экологических компетенций. Этот принцип педагогики отражает информационную культуру коммуникативности, диалогичности, вариативности, альтернативности, открытости и непрерывности образования. Антропологический подход призван формировать у выпускника в результате его собственных усилий универсальное знание то духовное, что рождается рефлексирующим сознанием личности. Рассмотрение проблем качества возможно в контексте осмысления качества человека с позиции генетического подхода, основанием которого выступает рефлексия русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма». Инвариантная структурная модель качества человека предложена А.И. Субетто [270]. Автором определены так называемые «блоки» внутреннего качества человека (системно-социальное качество; ценностно-мировоззренческое, духовно-нравственное; психологомотивационное; качество интеллектуального развития, качество физического развития человека), которые проходят свое становление и развитие под воздействием 3-х вложенных друг в друга «сфер»: «сферы» качества знаний личности, «сферы» качества деятельности личности, «сферы» качества культуры личности. Через эти «сферы» и происходит действие двух основных направлений в образовательной подготовке: качества общеобразовательной подготовки и качества профессиональной подготовки, а также воздействие качества воспитания. Диалектика указанного взаимодействия состоит в том, что «знания» воздействуют не только на «системно-социальное качество», и как его часть «качество профессиональной подготовки», но и на все остальные, включая и психолого-мотивационный блок, блоки интеллектуального и физического развития. «Знания» инструментализируются, переходя в «навыки», «умения», «профессиональные компетентности», в «профессионально79 квалификационные готовности к соответствующим профессиональноквалификационным деятельностям». Они формируют «картины мира» и влияют на ценности и мировоззренческие отношения человека к миру обществу, государству, Биосфере, Земле, Космосу. Действует принцип «качество образования в широком смысле отражается в качестве человека» (под качеством образования понимается единство качеств «образования в узком смысле как передачи знаний», обучения (формирования навыков, умений, профессиональных компетенций, готовности к соответствующим видам деятельности) и воспитания) [А.И. Субетго]. С другой стороны, в зависимости от того, какими конкретно содержанием и системой требований «насыщаются» компоненты «структуры качества» человека, определяется модель качества человека, системообразующе воздействующая на потенциальное качество образования, на его содержание. И, наоборот, в образовательных программах, в программах воспитания, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые «образование» собирается воспитать в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества человека. Из генетического подхода «вытекает целенормативный» (А.И. Субетто). Целенормативная компонента в модели качества человека связана с идеологией ноосферного учения, с императивом установления ноосферного общества в России, обеспечения управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества (А.И. Субетто, «Ноосферизм», 2001). Целенормативный подход концентрирует проективную деятельность в образовании в контексте ответа на вопрос: «Какой человек нужен России в XXI веке?». Однако генетический и целеориентированный подходы могут выступить частью антропологического подхода, центрированного на личности, обогащая спектр его компонентов. Рассмотренные нами ранее методологические подхо80 |