Проверяемый текст
Романов, Роман Михайлович; Российский парламентаризм (Диссертация 2000)
[стр. 28]

28 значительной мере подготовила условия для разделения властей в последующий исторический период.
Советская представительная и законодательная система власти утверждалась под знаком разрыва с «буржуазным парламентаризмом».
Опираясь на анализ
К.Маркса деятельности Парижской коммуны, В.И.Ленин и его сторонники крайне отрицательно отнеслись к теории и практике разделения властей.
Они пришли к государственному управлению под лозунгом «Вся власть Советам!» и всегда подчеркивали преимущества государственного строя, основу которого составляли Советы, делающие, по их представлениям, возможность соединения и законодательной, и исполнительной, и даже (как считалось в первое время после революции) судебной власти.
Следует сказать, что парламентская форма правления была отвергнута еще до взятия власти большевиками — Временным правительством и Петроградским Советом, где большинство сначала принадлежало меньшевикам и эсерам.
Первый съезд Советов был созван не большевиками.
Созыв второго съезда Советов, взявшего власть в октябре 1917 г., также был предрешен не ими.

По разным причинам парламентскую форму государственного устройства не смогли учредить ни Временное правительство, в основном состоявшее из представителей буржуазных партий, ни бывшие депутаты IV Государственной Думы, ни меньшевики и эсеры, возглавлявшие Петроградский Совет.
Что касается Временного правительства и Петроградского Совета, то они выступали одновременно центрами притяжения и отталкивания различных слоев
населения, поскольку выражали интересы прямо противоположных частей общества.
Между ними, как известно, развернулась борьба за власть, которая завершилась установлением диктатуры пролетариата.

См.: Ленин В.И.
Государство и революция // Поли.
собр.
соч.
Т.
33.
С.
270.
1
[стр. 84]

Как показывает дальнейшая судьба представительной власти в России, ее формирование оказалось тесно связанным не только с традициями парламентаризма, но и с опытом деятельности Советов после Октябрьской революции 1917 г.
Советская представительная система власти утверждалась под знаком разрыва с «буржуазным парламентаризмом».
Опираясь на анализ
К.Марксом деятельности Парижской коммуны, В.И.Ленин и его сторонники крайне отрицательно отнеслись к теории и практике разделения властей.1Они пришли к государственному управлению под лозунгом «Вся власть Советам!».
И всегда подчеркивали преимущества государственного строя, основу которого составляли Советы, делающие, по их представлениям, возможность соединения и законодательной, и исполнительной, и даже (как считалось в первое время после революции) судебной власти.2
Справедливости ради следует сказать, что парламентская форма правления была отвергнута еще до взятия власти большевиками Временным правительством и Петроградским Советом, где большинство сначала принадлежало меньшевикам и эсерам.
Первый съезд Советов был созван не большевиками.
Созыв второго съезда Советов, взявшего власть в октябре 1917 года, также был предрешен не ими.

Как весьма убедительно показано в статье А.Б.Николаева и О.А.Поливанова «Российский парламентаризм в 1917 г.», по разным причинам парламентскую форму государственного устройства не смогли учредить ни Временное правительство, в основном состоявшее из представителей буржуазных партий; ни бывшие депутаты IV Государственной Думы; ни меньшевики и эсеры, возглавлявшие Петроградский Совет.' Что касается Временного правительства и Петроградского Совета, то они выступали одновременно центрами притяжения и отталкивания различных слоев ' Ленин В.И Поли.
собр.
соч.
Т.
3!*.
С.
270.
‘ Ленин В.И.
Полн.
собр.
соч.
Т.
34.С.
305; Т.
35.С.
276; Т.
36 С.
73.
' См.: Николаев А.Б., Поливанов О.А.
Российский парламентаризм в 1917 г.// Кентавр.1995.
№ 2 С.
72-86.


[стр.,85]

населения, поскольку выражали интересы прямо противоположных частей общества.
Между ними, как известно, развернулась борьба за власть, которая завершилась установлением диктатуры пролетариата.

В период двоевластия слабая попытка эсеров и меньшевиков повернуть ход событий в направлении к парламентаризму, предпринятая 7 октября 1917 года, закончилась провалом.
Демократическое совещание (Предпарламент), состоявшееся по инициативе А.Ф.
Керенского, оказалось на обочине реальной государственной власти.
В.Д.Набоков поставит его в один ряд с булыгинской Государственной думой, а один из лидеров меньшевиков Ф.И.Дан оценил 11редпарламент как «ублюдочное, компромиссное учреждение, возникшее из неудачного Демократического совещания».1 Позднее, после роспуска Учредительного собрания в начале 1918 г.
была упущена еще одна альтернатива власти Советов.
Как видно, история распорядилась таким образом, что в России, а затем и в Советском Союзе парламентаризм в его классическом виде, каким он существовал в Западной Европе и в Северной Америке, не утвердился.
Система Советской власти означала отказ от разделения властей, признание целесообразности их соединения.
Слияние законодательной и исполнительной функций Советов было закреплено законодательно.
В Конституции (Основном законе) РСФСР (от 10 июля 1918 г.) в 12 статье провозглашалось: «Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов» (ВЦИК), который, согласно статье 31 Конституции, «является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.2 ' См.: Отечественная история1997.• № 1,С.
73.
' См .
Советские Конституции.
Справочник.
М: Политизлаг.
1963.
С.
103-128.

[Back]