Проверяемый текст
Романов, Роман Михайлович; Российский парламентаризм (Диссертация 2000)
[стр. 29]

29 В период двоевластия слабая попытка эсеров и меньшевиков повернуть ход событий в направлении к парламентаризму, предпринятая 7 октября 1917г., закончилась провалом Демократическое совещание (Предпарламент), состоявшееся по инициативе А.Ф.Керенского, оказалось на обочине реальной государственной власти.
В.Д.Набоков
поставил его в один ряд с булыгинской Государственной Думой, а один из лидеров меньшевиков Ф.И.Дан оценил Предпарламент как «ублюдочное, компромиссное учреждение, возникшее из неудачного демократического совещания».1 Как видно, история распорядилась таким образом, что в России, а затем и в Советском Союзе парламентаризм в его классическом виде, как он существовал в Западной Европе и в Северной Америке, не утвердился.
Система Советской власти означала отказ от разделения властей, признание целесообразности их соединения.
Слияние законодательной и исполнительной функций Советов было закреплено законодательно.
В Конституции (Основном законе) РСФСР (от 10 июля 1918 г.) в
ст.
12 провозглашено: «Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами Всероссийскому Центральному Комитету Советов» (ВЦИК) 31 Конституции, «является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».2 Для общего управления делами Российской республики ВЦИК образует Совет Народных Комиссаров (СНК) и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями, управлениями (ст.
35 Конституции).

См.: Николаев А.Б., Поливанов О.А.
Российский парламентаризм в 1917 г.
// Кентавр.
1995.
№ 2.
С.
72-86.
2 Советские Конституции.
Справочник.
М.:
Политиздат, 1963.
С.
103-128.
[стр. 85]

населения, поскольку выражали интересы прямо противоположных частей общества.
Между ними, как известно, развернулась борьба за власть, которая завершилась установлением диктатуры пролетариата.
В период двоевластия слабая попытка эсеров и меньшевиков повернуть ход событий в направлении к парламентаризму, предпринятая 7 октября 1917
года, закончилась провалом.
Демократическое совещание (Предпарламент), состоявшееся по инициативе А.Ф.
Керенского, оказалось на обочине реальной государственной власти.
В.Д.Набоков
поставит его в один ряд с булыгинской Государственной думой, а один из лидеров меньшевиков Ф.И.Дан оценил 11редпарламент как «ублюдочное, компромиссное учреждение, возникшее из неудачного Демократического совещания».1 Позднее, после роспуска Учредительного собрания в начале 1918 г.
была упущена еще одна альтернатива власти Советов.
Как видно, история распорядилась таким образом, что в России, а затем и в Советском Союзе парламентаризм в его классическом виде, каким он существовал в Западной Европе и в Северной Америке, не утвердился.
Система Советской власти означала отказ от разделения властей, признание целесообразности их соединения.
Слияние законодательной и исполнительной функций Советов было закреплено законодательно.
В Конституции (Основном законе) РСФСР (от 10 июля 1918 г.) в
12 статье провозглашалось: «Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов» (ВЦИК), который, согласно статье 31 Конституции, «является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.2 ' См.: Отечественная история1997.• № 1,С.
73.
' См .
Советские Конституции.
Справочник.
М:
Политизлаг.
1963.
С.
103-128.


[стр.,86]

Для общего управления делами Российской республики ВЦИК образует Совет Народных Комиссаров (СНК) и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями, управлениями (ст.
35 Конституции).

Члены ВЦИК работают в народных комиссариатах или выполняют особые поручения ВЦИКа (ст.
36).
Совет Народных Комиссаров всецело ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИКом (ст.
46 Конституции).
ВЦИК вправе отменить любое решение СНК (ст.
40).
ВЦИК одновременно является законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти.
Как видим, закладывалась «двухуровневая» структура верховных органов законодательной власти: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК.
Это приносило известные издержки не только из-за громоздкости.
Надо учесть, что делегаты съездов, получавшие мандат о своих полномочиях только на срок созыва данного съезда (в первые месяцы Советской власти он был порой меньше недели), не могли, естественно, заниматься профессионально законодательной работой.
Заседания съездов часто напоминали митинги, им не хватало компетентности в решении конкретных проблем.
Если добавить к этому недостаток информации, перекосы в политике, связанные с утверждающейся однопартийной системой (с начала 20-х гг.
фракции исчезают из состава представительных органов), методы хозяйствования на принципах «военного коммунизма», которые господствовали в условиях гражданской войны и разрухи, то нетрудно понять, почему центр тяжести власти получил устойчивую тенденцию перемещаться к исполнительным органам.
Обращает па себя внимание и то обстоятельство, что, казалось бы, достаточно одного органа, соединявшего в себе как законодательную, так и исполнительную власть, ВЦИКа.
Но создавался ведь еще и специальный орган исполнительной власти Совнарком.
Причем, первоначально отсутствовала детальная регламентация взаимоотношений между ВЦИК и СНК.
В условиях острой классовой борьбы, начавшейся гражданской войны, СНК нередко принимал в оперативном порядке без согласования с ВЦИК

[Back]