современности в области государственности и законодательной власти этого периода, выступают следующие: ♦ государство создается для всеобщего блага людей; ♦ народ источник власти должен участвовать в государственном управлении; ♦ власть делится на три части: законодательную, должностную (исполнительную) и судебную; ♦ главной властью является законодательная; ♦ власть, в том числе законодательная, отражает и защищает интересы сословий; ♦ в государстве верховенствует закон, ему подчиняются все без исключения, в том числе и верховные правители; ♦ меньшинство подчиняется большинству; ♦ в органы власти избираются наиболее мудрые, опытные и знатные люди; ♦ властвующие не могут обойтись без помощников; ♦ государственную службу можно доверить лишь грамотным и понимающим людям; ♦ количество государственных служащих зависит от объема должностных обязанностей; ♦ государственные должности замещаются путем выборов или назначений. Поскольку главная цель государства благо людей, то и назначение законов тоже общее благо. Локк писал об этом без каких-либо оговорок: «Ведь закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько направление для свободного и разумного существа в его собственных интересах и предписывает ему только то, что служит на общее благо тех, кто подчиняется этому закону». Целью закона является |
рационально сконструировать идеальную форму правления и осуществить ее на практике. Однако предлагаемые концепции государственного строительства и законотворчества были только теоретически обозначены, поскольку реальная жизнь все же тогда не давала достаточного материала для завершенных научных обобщений. Одна черта роднила всю социально-политическую мысль древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого общества, государства, власти. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось. Основными идеями, имеющими непреходящее значение для современности в области государственности и законодательной власти этого периода являются: государство создается для всеобщего блага людей; народ источник власти, должен участвовать в государственном управлении; власть делится на три части: законодательную, должностную, (исполнительную) и судебную; главной властью является законодательная; власть, в том числе законодательная, отражает и защищает интересы сословий; в государстве верховенствует закон, ему подчиняются все без исключения, в том числе и верховные правители; меньшинство подчиняется большинству; в органы власти избираются наиболее мудрые, опытные и знатные люди; властвующие не могут обойтись без помощников; государственную службу можно доверить лишь грамотным и понимающим людям; количество государственных служащих зависит от объема должностных обязанностей; государственные должности замещаются путем выборов или назначений. На рубеже древности и средневековья с I в. н.э. и вплоть до ХП в. не появилось сколько-нибудь заметных произведений по вопросам законодательных, представительных органов власти. С середины XII века начинается период утверждения церкви в качестве верховной власти и |