Проверяемый текст
Романов, Роман Михайлович; Российский парламентаризм (Диссертация 2000)
[стр. 58]

58 подчеркивал, что «никакой новый закон» не может быть издан без одобрения Думы.
По Конституции, монарх был не в состоянии «ни уничтожить законы, ни обезобразить их», поскольку исполнительная власть была
подконтрольна представительному органу Государственной Думе1.
Конституционные идеи М.М.Сперанского стали самым значительным достижением русской прогрессивной общественной мысли
XIX в.
В проектах государственного устройства он опередил современников на 50-100 лет.
Его
идеи реформирования общества с учетом европейского опыта начали осуществляться лишь во второй половине XIX в., а мысль об образовании Госдумы была реализована только в 1906 г.
В 20-е годы XIX в.
активные поиски вариантов ограничения самодержавной власти или полного изменения политического строя на республиканских принципах вели прогрессивные общественные деятели, оставшиеся в памяти потомков как «декабристы».
Они продолжили разработки своих предшественников по проблеме конституционализма и парламентаризма применительно к русской политической действительности,
причем в большей степени проявили себя последователями радикально-демократических идей А.Н.Радищева.
При
этом в отличие от своих русских предшественников декабристы поставили конституционализм и парламентаризм в прямую зависимость друг от друга.
Из программных документов декабристов наиболее радикальный характер носила «Русская правда»
П.И.Пестеля, рожденная в недрах «Южного общества».
Его политическим идеалом являлась республика, самодержавное государственное устройство решительно уничтожалось.
По Пестелю, «народ российский не есть принадлежность 1 См.: Семигин Г.Ю.
Указ.
соч.
С.
423.
[стр. 69]

европейского парламентаризма.
Обязательным элементом государственной модернизации он считал введение конституции.
По Сперанскому, вступление России в период «промышленного состояния» настоятельно требует конституционного ограничения верховной власти и предоставление политических и гражданских прав всем подданным.
Выступая за превращение России в конституционную монархию, М.М.Сперанский исходил из принципа разделения функций единой власти.1На этом основании он предлагал создать систему центральных государственных учреждений, которая бы включала законодательную Государственную Думу, исполнительные органы во главе с монархом и высшую судебную инстанцию в лице Сената.
Уравновешивать эти три ветви власти и координировать их деятельность был призван Государственный совет, поскольку один монарх не в состоянии обеспечить «равновесие между этими тремя властями».
Будучи сторонником разделения властей.
М.М.Сперанский считал необходимым вручить законодательную власть выборному парламенту.
Предполагалось, что Дума сосредоточится на решении задач законодательства и будет принимать законы на ежегодных сессиях.
Исполнительная власть объявлялась исключительной прерогативой правительства во главе с монархом.
Последний участвовал в заседаниях Государственной Думы, но не оказывал решающего влияния на процесс принятия законов.
Для того, чтобы своими распоряжениями правительство не могло игнорировать государственные законы, оно ставилось в ответственное положение перед законодательной властью.
Поэтому, развивая свой проект конституционной монархии, М.М.Сперанский подчеркивал, что «никакой новый закон» не может быть издан без одобрения Думы, По Конституции, монарх был не в состоянии «ни уничтожить законы, ни обезобразить их», поскольку исполнительная власть была нодкошрольна представительному органу-Государственной Думе.
Подробнее см.: Сперанский М.М.
Проекты и записки.М., 1961.


[стр.,70]

Конституционные идеи М.М.Сперанского стали самым значительным достижением русской прогрессивной общественной мысли первой половины XIX века.
В своих проектах государственного устройства он опередил современников на 50-100 лет.
Его
проекты реформирования общества с учетом европейского опыта начали осуществляться лишь во второй половине XIX века, а идея образования Государственной Думы была реализована только в 1906 году.
В 20-е годы XIX века активные поиски вариантов ограничения самодержавной власти или полного изменения политического строя на республиканских принципах вели прогрессивные общественные деятели, оставшиеся в памяти потомков как «декабристы».
Они продолжили разработки своих предшественников по проблеме конституционализма и парламентаризма применительно к русской политической действительности,
в большей степени проявив себя последователями радикально-демократических идей А.Н.Радищева.
Причем,
в отличие от своих русских предшественников декабристы поставили конституционализм и парламентаризм в прямую зависимость друг от друга.1 Из программных документов декабристов наиболее радикальный характер носила «Русская правда» II.И.Пестеля, политическим идеалом которого являлась республика.
Декабрист различал законодательную и исполнительную власть.
Верховная законодательная власть принадлежала Народному вече, исполнительная Державной думе.
Надзор за их деятельностью должен был осуществлять Верховный собор, который рассматривался как «блюстительная» власть.
Народное вече фактически являлось однопалатным парламентом, избиравшимся на пять лет с ежегодным переизбранием пятой части депутатов, и представляло собой законодательный орган.
Оно принимало основные и другие законы, объявляло войну, заключало мир и т.д.
Избирательными правами наделялись все граждане страны «без 1 См.: В осстание декабристов.
Д окументы .
Т.
V II.-М ., 1958: И збранны е социальны е и политические сочинения декабристов М .
1951.

[Back]