Проверяемый текст
Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Госдумы РФ, М., 2003
[стр. 79]

79 работе с избирателями.
Лишь 14% избранных депутатов (представителей) выдвигались кандидатами от общественных объединений.
Что касается политических партий, то хотя в законе «Об общественных объединениях» 1990 г.
они оговорены особо, за исключением права выдвигать своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах и вести предвыборную агитацию, в статусно-политическом отношении они, по существу, были приравнены ко всем прочим объединениям.
Последующая практика избирательных кампаний, массовое возникновение избирательных объединений и блоков потребовали внесения
изменений в федеральное законодательство об общественных объединениях.
Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 1994 г.

56-ФЗ, ограничившись общим определением избирательного объединения как общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, этой задачи не решил.
Более того, такое расширительное толкование понятия «избирательное объединение» в условиях почти полной неразвитости института политических партий и неясности их политико-юридического статуса привело к тому, что право участвовать в выборах получили множество блоков и общественных объединений, не являющихся, по существу, политическими (профессиональные, ветеранские, хозяйственно-отраслевые и пр.), что, в свою очередь, еще больше запутало избирателя.

Не решил в полной мере названной задачи и Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 1995 г.
Подтвердив действие норм одноименного Закона СССР в части, касающейся особенностей регистрации и деятельности политических
партии, он разделил понятия «общественное объединение» и «общественная организация» (как разновидность общественного объединения, основанная на членстве).
[стр. 61]

выборах.
Определенный отпечаток наложило внесение в ходе избирательной кампании ряда существенных изменений в Положения о выборах в части разрешения совмещения депутатских мандатов с правительственной деятельностью, изменение срока полномочий парламента первого созыва, а также внесудебное приостановление по решению Министерства юстиции, а затем "выдача разрешений" на возобновление деятельности ряда оппозиционных партий и др.
Впервые в нашей избирательной практике осуществлялось государственное финансирование избирательных объединений, зарегистрировавших и установленном порядке свои списки кандидатов в депутаты.
Каждому из них было выделено по 100 млн рублей.
В период с декабря 1993 г.
по июнь 1994 г., как было предусмотрено указами Президента Российской Федерации "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации", "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" и "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления", состоялись выборы в представительные органы государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и в органы местного самоуправления на их территориях.
Выборы проводились на основе разработанных и принятых самими субъектами Федерации нормативных актов.
Выборы представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанный период проведены в 72 регионах России.
Наименования новых представительных органов определены с учетом исторических и национальных традиций: в 22 субъектах Российской Федерации это краевая, областная Дума, в 22 законодательное собрание и т.д.
В составе избранных органов от 8 депутатов (представителей), например, в Думе Корякского автономного округа, до 50 (в Законодательном Собрании Алтайского края, Московской и Орловской областных Думах).
Практически повсеместно выборы проведены на основе мажоритарной избирательной системы.
Это в значительной степени сузило представительство партий и политических объединений в новых органах власти.
Вместе с тем партии, политические движения оказались неготовыми как к выдвижению своих кандидатов в депутаты, так и к работе с избирателями.
Лишь 14% избранных депутатов (представителей) выдвигались кандидатами от общественных объединений.
Что касается политических партий, то хотя в законе "Об общественных объединениях" 1990 г.
они оговорены особо, за исключением права выдвигать своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах и вести предвыборную агитацию в статуснополитическом отношении они по существу, были приравнены ко всем прочим объединениям.
Последующая практика избирательных кампаний, массовое возникновение избирательных объединений и блоков потребовали внесения
корректив в федеральное законодательство об общественных объединениях.Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 1994 г.
N 56-ФЗ, ограничившись общим определением избирательного объединения как общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, этой задачи не решил.
Более того, такое расширительное толкование понятия "избирательное объединение" в условиях почти полной неразвитости института политических партий и неясности их политико-юридического статуса привело к тому, что право участвовать в выборах получили множество блоков и общественных объединений, не являющихся, по существу, политическими (профессиональные, ветеранские, хозяйственно-отраслевые и пр.), что, в свою очередь, еще больше запутало избирателя.


[стр.,62]

Не решил в полной мере названной задачи и Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 1995 г.
Подтвердив действие норм одноименного Закона СССР в части, касающейся особенностей регистрации и деятельности политических
партий, он разделил понятия "общественное объединение" и "общественная организация" (как разновидности общественного объединения, основанного на членстве).
Однако закон не внес соответствующих уточнений, касающихся особого статуса общественнополитических объединений.
Более того, определив существование в уставе общественных объединений записи о праве на участие в выборах достаточным основанием для признания за ними права выдвижения собственного списка кандидатов по общефедеральному округу, он фактически устранил различия прав участия в выборах между политическими партиями, общественно-политическими движениями и иными общественными объединениями и тем самым изменил содержание правосубъектности общественных объединений в избирательном процессе.
Эта новация стала причиной того, что на парламентских выборах 1995 г.
число потенциальных участников кампании выросло более чем вдвое, причем более половины из них по своим целям и характеру деятельности не являлись политическими.
К 1997 г.
стала совершенно очевидной необходимость более четкого определения статуса общественно-политических объединений, и в частности их права на участие в выборах в качестве избирательных объединений.
Первый шаг в этом направлении был сделан Государственной Думой в 1997 г.
с принятием упомянутого Федерального закона об основных гарантиях прав граждан, в котором содержится качественно новая правовая конструкция избирательного объединения как политического общественного объединения (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления путем выдвижения кандидатов, участие в организации и деятельности названных органов.
Таким образом, в основу законодательной конструкции политического общественного объединения был положен комплексный функциональный критерий, позволяющий отделить политические объединения от неполитических.
Другим важным этапом в правовом обеспечении деятельности политических общественных объединений стал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.07.98 N 112ФЗ.
Он воспроизвел определение общественных объединений из Федерального закона об основных гарантиях прав граждан от 1997 г.
и ввел ряд ограничительных признаков, при наличии хотя бы одного из которых общественное объединение не может быть отнесено к политическим.
Во-первых, это ограничения, связанные с организационно-правовой формой объединения.
Согласно закону права на статус политического лишаются объединения, зарегистрированные в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, учреждения, органа общественной самодеятельности.
Во-вторых, ограничения по характеру членства.
В частности, не может быть признано политическом такое общественное объединение, уставом которого допускается членство иностранных граждан или предусматривается формирование объединения по профессиональному, национальному, расовому или конфессиональному признаку.
И в-третьих, ограничения по целевому признаку, в соответствии с которыми не признаются политическими объединения, преследующие цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности и распределения получаемой прибыли (имущества, собственности), а также объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.

[Back]