Проверяемый текст
Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Госдумы РФ, М., 2003
[стр. 80]

80 Однако закон не внес соответствующих уточнений, касающихся особого статуса общественно-политических объединений.
Более того, определив существование в уставе общественных объединений записи о праве на участие в выборах достаточным основанием для признания за ними права выдвижения собственного списка кандидатов по общефедеральному округу, он фактически устранил различия прав участия в выборах между политическими партиями, общественно-политическими движениями и иными общественными объединениями и тем самым изменил содержание правосубъектности общественных объединений в избирательном процессе.
Эта новация стала причиной того, что на парламентских выборах 1995 г.
число потенциальных участников кампании выросло более чем вдвое, причем более половины из них по своим целям и характеру деятельности не являлись политическими.

9 июня 1995 г.
Государственная Дума приняла Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
90-ФЗ.
В нем установлена избирательная система при выборах в этот представительный орган и в систематической форме определены все необходимые избирательные процедуры.

Закон, как и Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., установил «смешанную» избирательную систему.
225 депутатов, т.
е.
половина состава Государственной Думы, избирались по одномандатным (один округ один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства.
Другая половина
от числа депутатов Государственной Думы еще 225 депутатов избиралась по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за
[стр. 62]

Не решил в полной мере названной задачи и Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 1995 г.
Подтвердив действие норм одноименного Закона СССР в части, касающейся особенностей регистрации и деятельности политических партий, он разделил понятия "общественное объединение" и "общественная организация" (как разновидности общественного объединения, основанного на членстве).
Однако закон не внес соответствующих уточнений, касающихся особого статуса общественнополитических объединений.
Более того, определив существование в уставе общественных объединений записи о праве на участие в выборах достаточным основанием для признания за ними права выдвижения собственного списка кандидатов по общефедеральному округу, он фактически устранил различия прав участия в выборах между политическими партиями, общественно-политическими движениями и иными общественными объединениями и тем самым изменил содержание правосубъектности общественных объединений в избирательном процессе.
Эта новация стала причиной того, что на парламентских выборах 1995 г.
число потенциальных участников кампании выросло более чем вдвое, причем более половины из них по своим целям и характеру деятельности не являлись политическими.

К 1997 г.
стала совершенно очевидной необходимость более четкого определения статуса общественно-политических объединений, и в частности их права на участие в выборах в качестве избирательных объединений.
Первый шаг в этом направлении был сделан Государственной Думой в 1997 г.
с принятием упомянутого Федерального закона об основных гарантиях прав граждан, в котором содержится качественно новая правовая конструкция избирательного объединения как политического общественного объединения (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления путем выдвижения кандидатов, участие в организации и деятельности названных органов.
Таким образом, в основу законодательной конструкции политического общественного объединения был положен комплексный функциональный критерий, позволяющий отделить политические объединения от неполитических.
Другим важным этапом в правовом обеспечении деятельности политических общественных объединений стал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.07.98 N 112ФЗ.
Он воспроизвел определение общественных объединений из Федерального закона об основных гарантиях прав граждан от 1997 г.
и ввел ряд ограничительных признаков, при наличии хотя бы одного из которых общественное объединение не может быть отнесено к политическим.
Во-первых, это ограничения, связанные с организационно-правовой формой объединения.
Согласно закону права на статус политического лишаются объединения, зарегистрированные в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, учреждения, органа общественной самодеятельности.
Во-вторых, ограничения по характеру членства.
В частности, не может быть признано политическом такое общественное объединение, уставом которого допускается членство иностранных граждан или предусматривается формирование объединения по профессиональному, национальному, расовому или конфессиональному признаку.
И в-третьих, ограничения по целевому признаку, в соответствии с которыми не признаются политическими объединения, преследующие цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности и распределения получаемой прибыли (имущества, собственности), а также объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.


[стр.,63]

Такая правовая конструкция общественного объединения как своеобразного родового понятия, охватывающего политическую партию, непартийное политическое объединение и политическое движение на основе равных прав, прежде всего на участие в выборах, и определенных различий в принципах организационного строения отдельных видов избирательных объединений, было зафиксировано в 1999 г.
и в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 55-ФЗ.
Что касается дальнейшего развития законодательства об общественно-политических объединениях с точки зрения наиболее полной реализации конституционных прав граждан на идеологическое и политическое многообразие, то этот вопрос был в значительной степени решен с принятием 21 июня 2001 г.
Федерального закона "О политических партиях" (N 95-ФЗ), внесенный Президентом Российской Федерации.
В нем законодательно закрепляется исключительное право политических партий на участие в выборах органов законодательной (представительной) власти всех уровней, государственное финансирование партий, сформулированы конкретные требования к численности партий, организации их внутренней жизни.
После рассмотрения закона в первом чтения поступило свыше 1600 предложений об изменении и уточнении его норм и отдельных формулировок, около 500 из которых были вынесены на обсуждение палаты.
В ходе рассмотрения во втором чтении в текст законопроекта с учетом высказанных предложений и замечаний был внесен ряд поправок, в том числе и весьма принципиальных, в частности, о передаче функций надзора за партиями от Генеральной прокуратуры Министерству юстиции Российской Федерации, о замене понятия "государственное финансирование" на "государственную поддержку" партий в целях компенсации их затрат на избирательные кампании.
В то же время большинство депутатов отклонили предложения о снятии или снижении требований к минимальной численности партий, полной отмене финансовой поддержки партий со стороны государства, разрешении создания наряду с общероссийскими межрегиональных и региональных политических партий.
Принятие и вступление в действие нового закона, по мнению многих экспертов, должны способствовать становлению влиятельных политических партий, повысить их роль в политическом процессе.
*** В соответствии со статьей 96 Конституции Российской Федерации порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Конституция в статье 32 определяет также основы избирательных прав граждан Российской Федерации.
Однако ею не определяются основные параметры избирательной системы (порядок выдвижения кандидатов, голосования и подведения итогов выборов) при выборах в Государственную Думу.
Это является прерогативой федерального законодателя.
В отличие от выборов в Государственную Думу, проводившихся в 1993 г.
в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., утвержденным Указом Президента Российской Федерации, выборы 1995 года регламентировались федеральными законами, принятыми на основе Конституции Российской Федерации*(20).
9 июня 1995 г.
Государственная Дума приняла Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
N 90ФЗ.
В нем установлена избирательная система при выборах в этот представительный орган и в систематической форме определены все необходимые избирательные процедуры.

В ходе избирательной кампании прошла дискуссия о конституционности избирательной системы, установленной федеральным законом.


[стр.,64]

В Конституционный Суд Российской Федерации были направлены запросы Верховного Суда Российской Федерации и депутатов Государственной Думы о проверке конституционности федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1995 г.
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" указано, что "регламентация избирательных процедур ...
может иметь, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, различные решения, причем определяются они, как правило, не в текстах конституций, а законодательным путем.
От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной, смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении депутатских мандатов, как будет определяться допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства.
Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависят от конкретных социальнополитических условий и является вопросом политической целесообразности.
Этот выбор осуществляет представительный орган Федеральное Собрание Российской Федерации в соответствии с правилами законодательной процедуры".
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
как и Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., установил "смешанную" избирательную систему.
225 депутатов, т.е.
половина состава Государственной Думы, избирались по одномандатным (один округ один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства.
Другая половина
числа депутатов Государственной Думы еще 225 депутатов избиралась по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
По закону выдвигать кандидатов имели право непосредственно сами избиратели и избирательные объединения, т.е.
общероссийские общественные объединения, созданные в порядке, установленном федеральными законами, устав которых предусматривает их участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов.
Выдвигать кандидатов имели также право избирательные блоки, образованные на период выборов депутатов Государственной Думы.
Избирательные объединения и избирательные блоки выдвигали кандидатов в депутаты как по федеральному избирательному округу, так и в одномандатных избирательных округах.
Процедура выдвижения кандидатов позакону о выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г.
была более строгой, чем по Положению о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г.: решения о выдвижении кандидатов принимались на съездах (конференциях) избирательных объединений, т.е.
на самых широких их форумах и обязательно тайным голосованием*(21).
Выдвигая кандидатов в депутаты по федеральному округу, избирательное объединение обязано было разделить список кандидатов полностью или частично на региональные группы кандидатов по субъектам Российской Федерации или по группам субъектов Российской Федерации, чтобы приблизить его к избирателям.
Новое состояло

[Back]