Проверяемый текст
Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Госдумы РФ, М., 2003
[стр. 85]

85 благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, учреждения, органа общественной самодеятельности.
Во-вторых, ограничения по характеру членства.
В частности, не может быть признано политическом такое общественное объединение, уставом которого допускается членство иностранных граждан или предусматривается формирование объединения по профессиональному, национальному, расовому или конфессиональному признаку.
И, в-третьих, ограничения по целевому признаку, в соответствии с которыми не признаются политическими объединения, преследующие цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности и распределения получаемой прибыли (имущества, собственности), а также
I объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.
Такая правовая конструкция общественного объединения как своеобразного родового понятия, охватывающего политическую партию, непартийное политическое объединение и политическое движение на основе равных прав, прежде всего на участие в выборах, и определенных различий в принципах организационного строения отдельных видов избирательных объединений, было зафиксировано в 1999 г.
и в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
№ 55-ФЗ.
Выборы в Госдуму в 1999 г.
проходили по уточненному закону о выборах депутатов Государственной Думы,
принятому 24 июня 1999 г.
121-ФЗ.
Изменения касались ряда вопросов.
При регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, закон о выборах 1999 г.

требовал представлять некоторые новые данные: сведения о
[стр. 62]

Не решил в полной мере названной задачи и Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 1995 г.
Подтвердив действие норм одноименного Закона СССР в части, касающейся особенностей регистрации и деятельности политических партий, он разделил понятия "общественное объединение" и "общественная организация" (как разновидности общественного объединения, основанного на членстве).
Однако закон не внес соответствующих уточнений, касающихся особого статуса общественнополитических объединений.
Более того, определив существование в уставе общественных объединений записи о праве на участие в выборах достаточным основанием для признания за ними права выдвижения собственного списка кандидатов по общефедеральному округу, он фактически устранил различия прав участия в выборах между политическими партиями, общественно-политическими движениями и иными общественными объединениями и тем самым изменил содержание правосубъектности общественных объединений в избирательном процессе.
Эта новация стала причиной того, что на парламентских выборах 1995 г.
число потенциальных участников кампании выросло более чем вдвое, причем более половины из них по своим целям и характеру деятельности не являлись политическими.
К 1997 г.
стала совершенно очевидной необходимость более четкого определения статуса общественно-политических объединений, и в частности их права на участие в выборах в качестве избирательных объединений.
Первый шаг в этом направлении был сделан Государственной Думой в 1997 г.
с принятием упомянутого Федерального закона об основных гарантиях прав граждан, в котором содержится качественно новая правовая конструкция избирательного объединения как политического общественного объединения (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления путем выдвижения кандидатов, участие в организации и деятельности названных органов.
Таким образом, в основу законодательной конструкции политического общественного объединения был положен комплексный функциональный критерий, позволяющий отделить политические объединения от неполитических.
Другим важным этапом в правовом обеспечении деятельности политических общественных объединений стал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.07.98 N 112ФЗ.
Он воспроизвел определение общественных объединений из Федерального закона об основных гарантиях прав граждан от 1997 г.
и ввел ряд ограничительных признаков, при наличии хотя бы одного из которых общественное объединение не может быть отнесено к политическим.
Во-первых, это ограничения, связанные с организационно-правовой формой объединения.
Согласно закону права на статус политического лишаются объединения, зарегистрированные в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, учреждения, органа общественной самодеятельности.
Во-вторых, ограничения по характеру членства.
В частности, не может быть признано политическом такое общественное объединение, уставом которого допускается членство иностранных граждан или предусматривается формирование объединения по профессиональному, национальному, расовому или конфессиональному признаку.
И в-третьих, ограничения по целевому признаку, в соответствии с которыми не признаются политическими объединения, преследующие цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности и распределения получаемой прибыли (имущества, собственности), а также
объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.


[стр.,63]

Такая правовая конструкция общественного объединения как своеобразного родового понятия, охватывающего политическую партию, непартийное политическое объединение и политическое движение на основе равных прав, прежде всего на участие в выборах, и определенных различий в принципах организационного строения отдельных видов избирательных объединений, было зафиксировано в 1999 г.
и в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
N 55-ФЗ.
Что касается дальнейшего развития законодательства об общественно-политических объединениях с точки зрения наиболее полной реализации конституционных прав граждан на идеологическое и политическое многообразие, то этот вопрос был в значительной степени решен с принятием 21 июня 2001 г.
Федерального закона "О политических партиях" (N 95-ФЗ), внесенный Президентом Российской Федерации.
В нем законодательно закрепляется исключительное право политических партий на участие в выборах органов законодательной (представительной) власти всех уровней, государственное финансирование партий, сформулированы конкретные требования к численности партий, организации их внутренней жизни.
После рассмотрения закона в первом чтения поступило свыше 1600 предложений об изменении и уточнении его норм и отдельных формулировок, около 500 из которых были вынесены на обсуждение палаты.
В ходе рассмотрения во втором чтении в текст законопроекта с учетом высказанных предложений и замечаний был внесен ряд поправок, в том числе и весьма принципиальных, в частности, о передаче функций надзора за партиями от Генеральной прокуратуры Министерству юстиции Российской Федерации, о замене понятия "государственное финансирование" на "государственную поддержку" партий в целях компенсации их затрат на избирательные кампании.
В то же время большинство депутатов отклонили предложения о снятии или снижении требований к минимальной численности партий, полной отмене финансовой поддержки партий со стороны государства, разрешении создания наряду с общероссийскими межрегиональных и региональных политических партий.
Принятие и вступление в действие нового закона, по мнению многих экспертов, должны способствовать становлению влиятельных политических партий, повысить их роль в политическом процессе.
*** В соответствии со статьей 96 Конституции Российской Федерации порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Конституция в статье 32 определяет также основы избирательных прав граждан Российской Федерации.
Однако ею не определяются основные параметры избирательной системы (порядок выдвижения кандидатов, голосования и подведения итогов выборов) при выборах в Государственную Думу.
Это является прерогативой федерального законодателя.
В отличие от выборов в Государственную Думу, проводившихся в 1993 г.
в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., утвержденным Указом Президента Российской Федерации, выборы 1995 года регламентировались федеральными законами, принятыми на основе Конституции Российской Федерации*(20).
9 июня 1995 г.
Государственная Дума приняла Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" N 90ФЗ.
В нем установлена избирательная система при выборах в этот представительный орган и в систематической форме определены все необходимые избирательные процедуры.
В ходе избирательной кампании прошла дискуссия о конституционности избирательной системы, установленной федеральным законом.


[стр.,66]

избирательная комиссия признала выборы недействительными более чем на трети избирательных участков*(23).
*** Выборы в Госдуму в 1999 г.
проходили по уточненному закону о выборах депутатов Государственной Думы
РФ, принятому 24 июня 1999 г.
N 121-ФЗ.
Изменения касались ряда вопросов.
При регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, закон о выборах 1999 г.

требует представлять некоторые новые данные: сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, первый финансовый отчет кандидата.
Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина-кандидата за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов).
В случае, если в соответствии с законодательством России о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, последнюю заменяет справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов.
Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении к закону о выборах 1999 г.
(в нее включаются данные о земельных участках, жилых домах, квартирах, дачах, гаражах и иных зданиях, строениях, сооружениях, об автомобилях легковых, грузовых, других транспортных средствах).
Перечень сведений о доходах и об имуществе, подлежащих опубликованию, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Закон о выборах 1999 г.
позволяет сбор подписей заменить внесением избирательного залога.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов (поступления избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) и иных необходимых документов обязана вынести решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка.
Главными основаниями отказа в регистрации являются: нарушение порядка сбора подписей, недостаточное число подписей, недостоверность данных.
Более того, закон о выборах 1999 г.
гласит: если недостоверность сведений установлена после регистрации и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации кандидата (об исключении кандидата из федерального списка кандидатов), а за 151 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (исключении его из федерального списка кандидатов).
Закон о выборах 1999 г.
использует два понятия: "кандидат" и "зарегистрированный кандидат".
Ранее было непонятно, в каком качестве фигурирует гражданин, выдвинутый по округу или включенный в федеральный список, до момента регистрации.
Теперь согласно названному закону в данный период он называется кандидатом.
Закон о выборах 1999 г.
даже содержит статью 41 "Обеспечение равного статуса кандидатов".
Ее правила действуют с самого начала выдвижения кандидатов, а для тех из них, кто прошел регистрацию (по округу или по списку), и после регистрации.
Все зарегистрированные кандидаты получают возмещение транспортных расходов, связанных с ведением предвыборной агитации, в пределах, установленных законом о выборах 1999 г., в котором увеличено число оплачиваемых поездок.

[Back]