100 § 2.2. Специфика социокультурных процессов в современной России Исследование современных социокультурных процессов, влияющих на формирование духовной культуры населения, предполагающее формирование новых ценностных приоритетов у молодых и рссоциализацию старших возрастов, а вместе с тем и радикальное изменение приоритетных базовых ценностей россиян, составляющих основу их ментальности, предполагает использование таких фундаментальных философских концепций как монистическое понимание истории, деятельностная концепция бытия, принципов экофилософии и биосферной концепции культуры, что обеспечивает корректное, нетенденциозное и объективное знание, вполне адекватное изучаемым феноменам, а также их правильное и глубокое понимание, представляющее собой нс только феноменологическое описание, но и проникновение в сущность изучаемых социокультурных процессов. Трансформация современной России представляет собой закономерный процесс изменения ее социокультурной природы, и его успешность основывается на радикальном изменении нс только социально-политической и экономической сфер жизни, но и на новых приоритетных ценностях и жизненных стратегиях россиян, оказывающих активное обратное воздействие на общественные отношения. Социокультурные процессы имеют большое значение в жизни общества, они влияют на социальные отношения и определяющим образом воздействуют на деятельность всех существующих в обществе социальных институтов. Социокультурные процессы представляют собой сложное социальное явление, детерминируемое множеством объективных и субъективных факторов, образующих социальную жизнь. Наибольшим авторитетом для объяснения социальной жизни в настоящее время обладает концепция социокультурной динамики, созданная П.А. Сорокиным. П. А. Сорокин считал, что общество можно понять и адекватно описать только в процессе изучения существующих в нем значений, норм и ценностей, |
практическая реализация творческого потенциала и многообразных способностей, внутренней свободы и личного достоинства каждого члена общества. 1.2. Особенности социокультурных процессов в современной России Исследование современных социокультурных процессов, влияющих на эволюцию ценностных ориентаций населения, предполагающее формирование новых ценностных приоритетов у молодых и ресоциализацию старших возрастов, а вместе с тем и радикальное изменение приоритетных базовых ценностей россиян, составляющих основу их ментальности, предполагает использование таких фундаментальных философских концепций как монистическое понимание истории, деятельностная концепция бытия, принципов экофилософии и биосферной концепции культуры, что обеспечивает корректное, нетенденциозное и объективное знание, вполне адекватное изучаемым феноменам, а также их правильное и глубокое понимание, представляющее собой не только феноменологическое описание, но и проникновение в сущность изучаемых социокультурных процессов. Трансформация современной России представляет собой закономерный процесс изменения ее социокультурной природы, и его успешность основывается на радикальном изменении не только социальнополитической и экономической сфер жизни, но и на новых приоритетных ценностях и жизненных стратегиях россиян, оказывающих активное обратное воздействие на общественные отношения. Социокультурные процессы имеют большое значение в жизни общества, они влияют на социальные отношения и определяющим образом воздействуют на деятельность всех существующих в обществе социальных институтов. Социокультурные процессы представляют собой сложное 31 социальное явление, детерминируемое множеством объективных и субъективных факторов, образующих социальную жизнь. Наибольшим авторитетом для объяснения социальной жизни в настоящее время обладает концепция социокультурной динамики, созданная П.А. Сорокиным. П. А. Сорокин считал, что общество можно понять и адекватно описать только в процессе изучения существующих в нем значений, норм и ценностей, потому что именно они консолидируют общественную систему и придают ей определенные социокультурные качества. По мнению П.А. Сорокина, все бесконечное множество существующих в мире обществ и соответственных каждому обществу культур, можно охарактеризовать с помощью четырех универсальных культурно-ценностным систем, имманентно присущих любому обществу, каждая из которых имеет свой императивный идеал: Истина, которая реализует идеал познавательной деятельности; Добро, которое раскрывает идеалы социальной деятельности; Красота, которая предстает как символ эстетического идеала; Польза, которая выступает интегральным идеалом социального целого. П.А. Сорокин считал, что в этих универсальных категориях раскрывается существо всех социокультурных процессов, происходящих в любом обществе и на их основе может быть определена любая социальная активность, а также описана любая культура.15 По мнению Сорокина, в любом человеческом обществе, независимо от времени его существования или региона обитания, всегда присутствуют пять культурных систем или уровней культуры. Это язык, этика, религия, искусство и наука, изучая которые исследователи начинают понимать особенности социокультурной динамики, характерной для каждого изучаемого этноса, равно как и для всех стран и народов. На основе вышеназванных культурных доминант складываются все социальные 15 См. Сорокин П.А. Социокультурная динамика// Человек, цивилизация, общество. М.,1992. С. 427-433. 32 |