Проверяемый текст
Зайцева Татьяна Вячеславовна. Социально-философский анализ становления ценностного сознания современной российской молодежи (Диссертация 2002)
[стр. 101]

поскольку именно они консолидируют общественную систему и придают ей определенные социокультурные качества.
По мнению
П.Л.
Сорокина, все бесконечное множество существующих в мире обществ и соответственных каждому обществу культур, можно охарактеризовать с помощью четырех универсальных
культурно-ценностных систем, имманентно присущих любому обществу, каждая из которых имеет свой императивный идеал: Истина, которая реализует идеал познавательной деятельности; Добро, которое раскрывает идеалы социальной деятельности; Красота, которая предстает как символ эстетического идеала; Польза, которая выступает интегральным идеалом социального целого.
П.Л.
Сорокин считал, что в этих универсальных категориях раскрывается существо всех социокультурных процессов, происходящих в любом обществе и на их основе может быть определена любая социальная активность, а также описана любая культура1.
По мнению Сорокина, в любом человеческом обществе, независимо от времени его существования или региона обитания, всегда присутствуют пять культурных систем или уровней культуры.
Это язык, этика, религия, искусство и наука, изучая которые исследователи начинают понимать особенности социокультурной динамики, характерной для каждого изучаемого этноса, равно как и для всех стран и народов.
На основе вышеназванных культурных доминант складываются
вес социальные институты и социальные отношения, формируются различные социальные структуры.
Поэтому, утверждает
Г1.А.
Сорокин, специфика каждого общества определяется его культурой, а
нс социальной организацией и начинать изучение социума необходимо, в первую очередь, с изучения специфических особенностей его культуры.
Созданная П.А.
Сорокиным концепция социокультурной динамики позволяет анализировать любое общество с точки зрения его суперсистем культуры, куда входят ценности, нормы и значения: философии и религии,
1 Сорокин П.Л.
Социокультурная динамика // Человек, цивилизация, общество.
М., 1992.
С.
427-433.

101
[стр. 32]

социальное явление, детерминируемое множеством объективных и субъективных факторов, образующих социальную жизнь.
Наибольшим авторитетом для объяснения социальной жизни в настоящее время обладает концепция социокультурной динамики, созданная П.А.
Сорокиным.
П.
А.
Сорокин считал, что общество можно понять и адекватно описать только в процессе изучения существующих в нем значений, норм и ценностей, потому что именно они консолидируют общественную систему и придают ей определенные социокультурные качества.
По мнению
П.А.
Сорокина, все бесконечное множество существующих в мире обществ и соответственных каждому обществу культур, можно охарактеризовать с помощью четырех универсальных
культурно-ценностным систем, имманентно присущих любому обществу, каждая из которых имеет свой императивный идеал: Истина, которая реализует идеал познавательной деятельности; Добро, которое раскрывает идеалы социальной деятельности; Красота, которая предстает как символ эстетического идеала; Польза, которая выступает интегральным идеалом социального целого.
П.А.
Сорокин считал, что в этих универсальных категориях раскрывается существо всех социокультурных процессов, происходящих в любом обществе и на их основе может быть определена любая социальная активность, а также описана любая культура.15 По мнению Сорокина, в любом человеческом обществе, независимо от времени его существования или региона обитания, всегда присутствуют пять культурных систем или уровней культуры.
Это язык, этика, религия, искусство и наука, изучая которые исследователи начинают понимать особенности социокультурной динамики, характерной для каждого изучаемого этноса, равно как и для всех стран и народов.
На основе вышеназванных культурных доминант складываются
все социальные 15 См.
Сорокин П.А.
Социокультурная динамика// Человек, цивилизация, общество.
М.,1992.
С.
427-433.

32

[стр.,33]

институты и социальные отношения, формируются различные социальные структуры.
Поэтому, утверждает
П.А.
Сорокин, специфика каждого общества определяется его культурой, а
не социальной организацией и начинать изучение социума надо, в первую очередь, с изучения специфических особенностей его культуры.
Созданная П.А.
Сорокиным концепция социокультурной динамики позволяет анализировать любое общество с точки зрения его суперсистем культуры, куда входят ценности, нормы и значения: философии и религии,
науки и искусства, языка и морали, права и политики.
Каждая суперсистема культуры имеет свой уникальный и неповторимый стиль в ответах на коренные вопросы бытия (в чем смысл и природа бытия; каковы основные потребности человека; каков уровень удовлетворения этих потребностей; какова мера или степень их удовлетворения).
Характерно, что проведенное большим научным коллективом под руководством П.А.
Сорокина эмпирико-статистическое изучение искусства, науки, религии, права и др.
областей духовного производства разных стран и народов в разные периоды их истории, позволило сделать вывод о том, что все типы культурных суперсистем периодически сменяют друг друга на основе изменившихся представлений народов о реальности их бытия, системах потребностей и главных способах их удовлетворения.
В обществе всегда доминирует какой-то один тип культуры, а другие находятся в ней как осколки прошлой или ростки будущей системы культуры.
Каждая из суперсистем культуры достигает кульминации в том или ином обществе на сравнительно небольшой, в масштабах истории, отрезок времени.
Характерно, что именно в период апогея в развитии культуры того или иного типа, как раз и увеличивается понимание людьми относительности тех ценностей, которые еще недавно казались им непреложными истинами.
После чего, по словам Сорокина, начинается зз

[Back]