102 науки и искусства, языка и морали, права и политики. Каждая суперсистема культуры имеет свой уникальный и неповторимый стиль в ответах на коренные вопросы бытия (в чем смысл и природа бытия; каковы основные потребности человека; каков уровень удовлетворения этих потребностей; какова мера или степень их удовлетворения). Характерно, что проведенное большим научным коллективом под руководством П.А. Сорокина эмпирико-статистическое изучение искусства, науки, религии, права и др. областей духовного производства разных стран и народов в разные периоды их истории, позволило сделать вывод о том, что все типы культурных суперсистем периодически сменяют друг друга на основе изменившихся представлений народов о реальности их бытия, системах потребностей и главных способах их удовлетворения. В обществе всегда доминирует какой-то один тип культуры, а другие находятся в ней как осколки прошлой или ростки будущей системы культуры. Каждая из суперсистем культуры достигает кульминации в том или ином обществе на сравнительно небольшой, в масштабах истории, отрезок времени. Характерно, что именно в период апогея в развитии культуры того или иного типа, как раз и увеличивается понимание людьми относительности тех ценностей, которые еще недавно казались им непреложными истинами. После чего, по словам Сорокина, начинается флуктуация от одного типа культуры к другому и происходит циклическое повторение смены суперкультур, которое всегда сопровождается кризисом культуры и общества. Сорокин подчеркивал, что человеческую индивидуальность нельзя отделить от социокультурных процессов, потому что любой человек создается и формируется в конкретном социокультурном пространстве. Любое социальное взаимодействие определяющим образом зависит от тех культурных компонентов, которые предстают в виде совокупности значений, ценностей и норм, интсриоризироваииых взаимодействующими субъектами. По мнению многих социологов, разделяющих концепцию социокультурной динамики, высшей формой ценностного сознания в |
институты и социальные отношения, формируются различные социальные структуры. Поэтому, утверждает П.А. Сорокин, специфика каждого общества определяется его культурой, а не социальной организацией и начинать изучение социума надо, в первую очередь, с изучения специфических особенностей его культуры. Созданная П.А. Сорокиным концепция социокультурной динамики позволяет анализировать любое общество с точки зрения его суперсистем культуры, куда входят ценности, нормы и значения: философии и религии, науки и искусства, языка и морали, права и политики. Каждая суперсистема культуры имеет свой уникальный и неповторимый стиль в ответах на коренные вопросы бытия (в чем смысл и природа бытия; каковы основные потребности человека; каков уровень удовлетворения этих потребностей; какова мера или степень их удовлетворения). Характерно, что проведенное большим научным коллективом под руководством П.А. Сорокина эмпирико-статистическое изучение искусства, науки, религии, права и др. областей духовного производства разных стран и народов в разные периоды их истории, позволило сделать вывод о том, что все типы культурных суперсистем периодически сменяют друг друга на основе изменившихся представлений народов о реальности их бытия, системах потребностей и главных способах их удовлетворения. В обществе всегда доминирует какой-то один тип культуры, а другие находятся в ней как осколки прошлой или ростки будущей системы культуры. Каждая из суперсистем культуры достигает кульминации в том или ином обществе на сравнительно небольшой, в масштабах истории, отрезок времени. Характерно, что именно в период апогея в развитии культуры того или иного типа, как раз и увеличивается понимание людьми относительности тех ценностей, которые еще недавно казались им непреложными истинами. После чего, по словам Сорокина, начинается зз флуктуация от одного типа культуры к другому и происходит циклическое повторение смены суперкультур, которое всегда сопровождается кризисом культуры и общества. Сорокин подчеркивал, что человеческую индивидуальность нельзя отделить от социокультурных процессов, потому что любой человек создается и формируется в конкретном социокультурном пространстве. Любое социальное взаимодействие определяющим образом зависит от тех культурных компонентов, которые предстают в виде совокупности значений, ценностей и норм, интериоризированных взаимодействующими субъектами. По мнению многих социологов, разделяющих концепцию социокультурной динамики, высшей формой ценностного сознания в настоящее время становится интегральный идеал единого человечества, связанный по терминологии П.А. Сорокина с пользой, а в рамках современных глобальных проблем с выживанием человечества. В связи с радикальными переменами, происходящими во всех сферах жизни российского общества, происходят существенные трансформации в деятельности различных социальных институтов, а также и во всей социальной структуре нашего общества. Для нормального развития страны в ближайшем будущем необходима научно обоснованная политика, основанная на конкретном знании реальной практики ее бытия. Практика существования в условиях затяжного системного кризиса заметно изменяет традиционные и с необходимостью создает новые, невозможные для прошлого времени подходы к осмыслению теоретиками социальной реальности, требует отхода от однобокого и тенденциозного объяснения существующего, формирует как необходимое условие современной науки ее интегративное отношение к миру, предполагающее плюрализм мнений и толерантность по отношению к другим точкам 34 |