103 настоящее время становится интегральный идеал единого человечества, связанный по терминологии П.А. Сорокина с пользой, а в рамках современных глобальных проблем с выживанием человечества. В связи с радикальными переменами, происходящими во всех сферах жизни российского общества, происходят существенные трансформации в деятельности различных социальных институтов, а также и во всей социальной структуре нашего общества. Для нормального развития страны в ближайшем будущем необходима научно обоснованная политика, основанная на конкретном знании реальной практики ее бытия. Практика существования в условиях затяжного системного кризиса заметно изменяет традиционные и с необходимостью создает новые, невозможные для прошлого времени подходы к осмыслению теоретиками социальной реальности, требует отхода от однобокого и тенденциозного объяснения существующего, формирует как необходимое условие современной науки ее интегративное отношение к миру, предполагающее плюрализм мнений и толерантность по отношению к другим точкам зрения, стремление к. созидательному консенсусу, без которых невозможно обеспечить каждому обществу и народу достойное место в мире. Изменения в политических, социальных, экономических и всех других сферах жизни российского общества в течение последнего десятилетия происходили во многом конфликтно, хаотически, чаще всего вопреки задуманному плану радикальных реформ и сопровождались непредсказуемыми последствиями. Каждому понятно, что помимо расхожих причин вроде «таинственной русской души» или нашей «евразийской традиции», просчеты и недоработки во многом определялись общей слабостью социальногуманитарной культуры всех наших эшелонов власти, равно как и незнанием ими современных эффективных социальных технологий, основанных на социологических теориях управления. В основе характеристики современной России лежит определенное понимание социальных и культурных изменений, происходящих в ней в |
флуктуация от одного типа культуры к другому и происходит циклическое повторение смены суперкультур, которое всегда сопровождается кризисом культуры и общества. Сорокин подчеркивал, что человеческую индивидуальность нельзя отделить от социокультурных процессов, потому что любой человек создается и формируется в конкретном социокультурном пространстве. Любое социальное взаимодействие определяющим образом зависит от тех культурных компонентов, которые предстают в виде совокупности значений, ценностей и норм, интериоризированных взаимодействующими субъектами. По мнению многих социологов, разделяющих концепцию социокультурной динамики, высшей формой ценностного сознания в настоящее время становится интегральный идеал единого человечества, связанный по терминологии П.А. Сорокина с пользой, а в рамках современных глобальных проблем с выживанием человечества. В связи с радикальными переменами, происходящими во всех сферах жизни российского общества, происходят существенные трансформации в деятельности различных социальных институтов, а также и во всей социальной структуре нашего общества. Для нормального развития страны в ближайшем будущем необходима научно обоснованная политика, основанная на конкретном знании реальной практики ее бытия. Практика существования в условиях затяжного системного кризиса заметно изменяет традиционные и с необходимостью создает новые, невозможные для прошлого времени подходы к осмыслению теоретиками социальной реальности, требует отхода от однобокого и тенденциозного объяснения существующего, формирует как необходимое условие современной науки ее интегративное отношение к миру, предполагающее плюрализм мнений и толерантность по отношению к другим точкам 34 зрения, стремление к созидательному консенсусу, без которых невозможно обеспечить каждому обществу и народу достойное место в мире. Изменения в политических, социальных, экономических и всех других сферах жизни российского общества в течение последнего десятилетия происходили во многом конфликтно, хаотически, чаще всего вопреки задуманному плану радикальных реформ и сопровождались непредсказуемыми последствиями. Каждому обществоведу понятно, что помимо расхожих причин вроде «таинственной русской души» или нашей «евразийской традиции», просчеты и недоработки во многом определялись общей слабостью социально-гуманитарной культуры всех наших эшелонов власти, равно как и незнанием ими современных эффективных социальных технологий, основанных на социологических теориях управления. В основе характеристики современной России лежит определенное понимание социальных и культурных изменений, происходящих в ней в течение последнего десятилетия. Эти социокультурные изменения приводят к реальным преобразованиям общества и всей социальной системы России. Социально-гуманитарное знание фиксирует этот процесс, в первую очередь, связанный с внедрением новаций и нововведений в жизнь общества, главным образом, акцентируя внимание на новейших инновационных технологиях и проблемах культурной диффузии. Вместе с тем, социология анализирует и отношение населения к происходящим в обществе инновационным процессам, выявляя не только рациональное, но и эмоциональное отношение к ним. При этом, «неангажированные» исследователи помнят о том, что в научном исследовании следует избегать оценок, надо стремиться встать над идеологической борьбой, политическими пристрастиями и карьерными амбициями. И если исследования последнего десятилетия чаще всего констатируют обращенность большинства респондентов к традиционным базовым 35 |