104 течение последнего десятилетия. Эти социокультурные изменения приводят к реальным преобразованиям общества и всей социальной системы России. Социально-гуманитарное знание фиксирует этот процесс, в первую очередь, связанный с внедрением новаций и нововведений в жизнь общества, главным образом, акцентируя внимание на новейших инновационных технологиях и проблемах культурной диффузии. Вместе с тем, социальная философия анализирует и отношение населения к происходящим в обществе инновационным процессам, выявляя не только рациональное, но и эмоциональное отношение к ним. При этом, «неангажированные» исследователи помнят о том, что в научном исследовании следует избегать оценок, надо стремиться встать над идеологической борьбой, политическими пристрастиями и карьерными амбициями. И если исследования последнего десятилетия чаще всего констатируют обращенность большинства респондентов к традиционным базовым ценностям, а не к декларируемым СМИ либеральным ценностям, то долг исследователя заключается в том, чтобы найти и проанализировать причины именно этих, а не других данных, независимо от того, что это может не понравится работодателям, финансировавшим данную исследовательскую программу или признанным авторитетам научного сообщества. Происходящие в обществе изменения современное обществознание, в том числе, социальная философия, классифицирует по ряду признаков, чаще всего по тому, какое влияние они оказывают на социокультурные процессы. В первую очередь, внимание исследователей привлекают такие изменения, которые дестабилизируют, общество на основе деструктивного и дезорганизационного воздействия на различные социальные общности. Это миграционные, урбанизационные, демографические процессы, которые одинаково негативно воздействуют на существующие традиционные социальные структуры. Они вызывают существенные «сбои» в групповой динамике, ролевом поведении, в ослаблении социального контроля и авторитета общественного мнения, другими словами, ослабляют групповую |
зрения, стремление к созидательному консенсусу, без которых невозможно обеспечить каждому обществу и народу достойное место в мире. Изменения в политических, социальных, экономических и всех других сферах жизни российского общества в течение последнего десятилетия происходили во многом конфликтно, хаотически, чаще всего вопреки задуманному плану радикальных реформ и сопровождались непредсказуемыми последствиями. Каждому обществоведу понятно, что помимо расхожих причин вроде «таинственной русской души» или нашей «евразийской традиции», просчеты и недоработки во многом определялись общей слабостью социально-гуманитарной культуры всех наших эшелонов власти, равно как и незнанием ими современных эффективных социальных технологий, основанных на социологических теориях управления. В основе характеристики современной России лежит определенное понимание социальных и культурных изменений, происходящих в ней в течение последнего десятилетия. Эти социокультурные изменения приводят к реальным преобразованиям общества и всей социальной системы России. Социально-гуманитарное знание фиксирует этот процесс, в первую очередь, связанный с внедрением новаций и нововведений в жизнь общества, главным образом, акцентируя внимание на новейших инновационных технологиях и проблемах культурной диффузии. Вместе с тем, социология анализирует и отношение населения к происходящим в обществе инновационным процессам, выявляя не только рациональное, но и эмоциональное отношение к ним. При этом, «неангажированные» исследователи помнят о том, что в научном исследовании следует избегать оценок, надо стремиться встать над идеологической борьбой, политическими пристрастиями и карьерными амбициями. И если исследования последнего десятилетия чаще всего констатируют обращенность большинства респондентов к традиционным базовым 35 ценностям, а не к декларируемым СМИ либеральным ценностям, то долг исследователя заключается в том, чтобы найти и проанализировать причины именно этих, а не других данных, независимо от того, что это может не понравится работодателям, финансировавшим данную исследовательскую программу или признанным авторитетам научного сообщества. Происходящие в обществе изменения современное обществознание, в том числе, социальная философия, классифицирует по ряду признаков, чаще всего по тому, какое влияние они оказывают на социокультурные процессы. В первую очередь, внимание исследователей привлекают такие изменения, которые дестабилизируют общество на основе деструктивного и дезорганизационного воздействия на различные социальные общности. Это миграционные, урбанизационные, демографические процессы, которые одинаково негативно воздействуют на существующие традиционные социальные структуры. Они вызывают существенные «сбои» в групповой динамике, ролевом поведении, в ослаблении социального контроля и авторитета общественного мнения, другими словами, ослабляют групповую сплоченность и взаимопонимание между членами общества. Изменения в современном российском обществе предполагают и достаточно глубокие трансформации в системах ценностных ориентаций, в фиксированных установках, социальных представлениях и стереотипах сознания. Традиционная укорененность многих культурных норм в сознании и поведении людей, их негибкое мышление и неумение принимать индивидуальные ответственные решения, что характерно для обществ доиндустриального и раннеиндустриального типа, которые сформировали социокультурные характеристики такого «идеального типа» как «дисциплинированный исполнитель», в условиях современной 36 |