Проверяемый текст
Зайцева Татьяна Вячеславовна. Социально-философский анализ становления ценностного сознания современной российской молодежи (Диссертация 2002)
[стр. 105]

105 сплоченность и взаимопонимание между членами общества.
Изменения в современном российском обществе предполагают и
анализ достаточно глубоких трансформаций в системах ценностных ориентаций, в фиксированных установках, социальных представлениях и стереотипах сознания.
Традиционная укорененность многих культурных норм в сознании и поведении людей, их негибкое мышление и неумение принимать индивидуальные ответственные решения, что характерно для обществ
доиндустриалыюго и раннеиндустриального типа, которые сформировали социокультурные характеристики такого «идеального типа» как «дисциплинированный исполнитель», в условиях современной модернизации общества приводят к тому, что с их точки зрения «рушатся миры».
Хотя на деле рушатся только их традиционные системы ценностей, уступая место уже существовавшим на периферии сознания другим ценностным ориентациям.
Именно поэтому исследователю, изучающему проблемы ценностного сознания необходимо знать основы инноватики, согласно которой, рациональные социальные изменения становятся необратимыми только в том случае, когда они являются совместимыми с существующими культурными традициями.
Не случайно, что западные модели модернизации оказались в своем большинстве непригодными для стран Азии, Африки и частично Латинской Америки, население которых имеет другие культурные традиции, базовые ценности и ведет другой образ жизни.
Внедрение новаций предполагает процесс объединения культурной традиции, определенного патерна культуры с новой культурной нормой, сочетающейся, а не отрицающей в рамках принципа «тотальной!
легации», предложенного Г.
Маркузе, старые патерны культуры1.
В рамках русской культурной традиции, как показывает опыт последних лет, всякая неумеренная негативная критика прошлого культурного опыта россиян и соответствующих ему ценностных ориентаций, вызывает прямо обратный эффект.
Например,
1 Маркузе Г.
Одномерный человек.
Гл.
IX.
М., 1996.

С.
34.
[стр. 36]

ценностям, а не к декларируемым СМИ либеральным ценностям, то долг исследователя заключается в том, чтобы найти и проанализировать причины именно этих, а не других данных, независимо от того, что это может не понравится работодателям, финансировавшим данную исследовательскую программу или признанным авторитетам научного сообщества.
Происходящие в обществе изменения современное обществознание, в том числе, социальная философия, классифицирует по ряду признаков, чаще всего по тому, какое влияние они оказывают на социокультурные процессы.
В первую очередь, внимание исследователей привлекают такие изменения, которые дестабилизируют общество на основе деструктивного и дезорганизационного воздействия на различные социальные общности.
Это миграционные, урбанизационные, демографические процессы, которые одинаково негативно воздействуют на существующие традиционные социальные структуры.
Они вызывают существенные «сбои» в групповой динамике, ролевом поведении, в ослаблении социального контроля и авторитета общественного мнения, другими словами, ослабляют групповую сплоченность и взаимопонимание между членами общества.
Изменения в современном российском обществе предполагают и
достаточно глубокие трансформации в системах ценностных ориентаций, в фиксированных установках, социальных представлениях и стереотипах сознания.
Традиционная укорененность многих культурных норм в сознании и поведении людей, их негибкое мышление и неумение принимать индивидуальные ответственные решения, что характерно для обществ
доиндустриального и раннеиндустриального типа, которые сформировали социокультурные характеристики такого «идеального типа» как «дисциплинированный исполнитель», в условиях современной 36

[стр.,37]

модернизации общества приводят к тому, что с их точки зрения «рушатся миры».
Хотя на деле рушатся только их традиционные системы ценностей, уступая место уже существовавшим на периферии сознания другим ценностным ориентациям.
Именно поэтому исследователю, изучающему проблемы ценностного сознания необходимо знать основы инноватики, согласно которой, рациональные социальные изменения становятся необратимыми только в том случае, когда они являются совместимыми с существующими культурными традициями.
Не случайно, что западные модели модернизации оказались в своем большинстве непригодными для стран Азии, Африки и частично Латинской Америки, население которых имеет другие культурные традиции, базовые ценности и ведет другой образ жизни.
Внедрение новаций предполагает процесс объединения культурной традиции, определенного патерна культуры с новой культурной нормой, сочетающейся, а не отрицающей в рамках принципа «тотальной
негации», предложенного Г.
Маркузе, старые патерны культуры.16 В.
рамках русской культурной традиции, как показывает опыт последних лет, всякая неумеренная негативная критика прошлого культурного опыта россиян и соответствующих ему ценностных ориентаций, вызывает прямо обратный эффект.
Например,
поддержки и возрождения почти исчезнувших этнических традиций в одежде, обрядах, даже суеверий и предрассудков.
Такая же негативная реакция возникает по отношению и к тем инновациям, которые внушаются через СМИ, однако, не будучи укорененными в культурной традиции, они воспринимаются чаще всего негативно.
Поэтому сейчас нередко российские традиционные социальные институты осуществляют свои функции, независимо от того, что населению предлагаются другие модели хозяйствования 16 См.
Маркузе Г.
Одномерный человек.
Гл.
IX.
М., 1996.

37

[Back]