по социального бытия привели нс только к затяжному системному кризису в социально-политической и экономической жизни, но и отразились на мировоззренческих парадигмах и стереотипах сознания, которыми руководствовалось население в течение десятилетий, и которые приобрели за это время статус культурных традиций. В духовном мире большинства россиян происходила острая борьба между разнонаправленными базовыми и инструментальными ценностями и осуществляя свой выбор люди чаще всего руководствовались таким критерием, как успешность индивидуальносемейного бытия. Рассмотрим в самом общем виде наиболее значимые современные социокультурные и политико-экономические изменения, которые, воздействуя на традиционные социальные институты и процессы в российском обществе, вызывают в них кардинальные преобразования, ведущие к тотальной трансформации всего социума: • приватизация способствовала созданию разных форм собственности, а становление рыночных отношений, основанных на конкуренции, привело к ожесточенной борьбе собственников, за передел собственности, рынки сбыта, сырьевые ресурсы; • существенно меняется социально-экономическая организация общества и сами социальные технологии управления, что приводит к радикальным изменениям в социальной организации труда, в появлении у работников новых мотиваций на труд, а значит и к формированию нового отношения к труду у всего экономически активного населения; • происходит изменение традиционной советской социальной структуры общества, что предполагает возникновение противостоящих друг другу социальных групп и к усилению различий внутри традиционных сохранившихся групп этнических, поколенческих, гендерных; • существенные изменения происходят в разделении общественного труда, появляются приоритетные виды деятельности, неизвестные в советский период, аутсайдерами становятся специалисты, обслуживающие ВПК; |
Эти и другие особенности социального бытия советской России подробно освещаются в работах Панарина А.С., Бутенко А.С., Гордона Л.А., Клопова Э.В., Бестужева-Лады И.В., Левады Ю. А. и целого ряда других авторов, рассматривающих данную проблематику научно и объективно, давая взвешенные формулировки и делая всесторонне аргументированные выводы.19 За последнее десятилетие постсоветская Россия изменилась существенным образом. Радикальные преобразования во всех сферах социального бытия привели не только к затяжному системному кризису в социально-политической и экономической жизни, но и отразились на мировоззренческих парадигмах и стереотипах сознания, которыми руководствовалось население в течение десятилетий и которые приобрели за это время статус культурных традиций. В духовном мире большинства россиян в истекшем десятилетии происходила острая борьба между разнонаправленными базовыми и инструментальными ценностями и осуществляя свой выбор люди чаще всего руководствовались таким критерием, как успешность/неуспешностьиндивидуально-семейного бытия в течение последнего десятилетия. Рассмотрим в самом общем виде наиболее значимые современные социокультурные и политико-экономические изменения, которые, воздействуя на традиционные социальные институты и процессы в российском обществе, вызывают в них кардинальные преобразования, ведущие к тотальной трансформации всего социума: • приватизация способствовала созданию разных форм собственности, а становление рыночных отношений, основанных на конкуренции. ,9 См., например: Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи: опыт социологического анализа. М., 1978; Гордон Л.А., Клопов 3JB. Человек после работы: социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972; Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях. // Социс, №9, 1994; Левада Ю.А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 80-х годов. M., 1993 и др. 42 привело к ожесточенной борьбе собственников, за передел собственности, рынки сбыта, сырьевые ресурсы; • существенно меняется социально-экономическая организация общества и сами социальные технологии управления, что приводит к радикальным изменениям в социальной организации труда, в появлении у работников новых мотиваций на труд, а значит и к формированию нового отношения к труду у всего экономически активного населения; • происходит изменение традиционной советской социальной структуры общества, что предполагает возникновениепротивостоящих друг другу социальных групп (собственников/тружеников) и к усилению различий внутри традиционных сохранившихся групп этнических, поколенческих, гендерных; • существенные изменения происходят в разделении общественного труда, появляются приоритетные виды деятельности, неизвестные в советский период, аутсайдерами становятся специалисты, обслуживающие ВПК; • происходят изменения в системе народного образования, во всех его звеньях от дошкольного до высшего, аспирантуры и докторантуры. Появляются новые типы образовательных учреждений и новые виды и формы образовательных услуг. Коммерциализация образования предполагает становление новой цели образования, так называемое, сервисное обслуживание населения; • происходит изменение товарного рынка, эволюционирующего от продажи товаров к продаже разного рода услуг, появляется рынок труда, принципиально новое явление в социальной практике постсоветской России; • существенно меняется образ жизни и уклады хозяйствования населения, особенно в быту. Для подавляющего большинства населения наиболее значимая часть их жизнеобеспечения оказывается связанной не с трудом 43 |