114 структура общества. Вторая группа объективных факторов, влияющих на изменения в обществе, связана с изменениями в самих социокультурных процессах, обусловленных как объективной логикой развития экономической и политической жизни, так и изменением приоритетных целей, стоящих перед обществом. Динамика социальной жизни определяется соотношениями между традиционными и новационными целями, которые, как правило, предлагаются различными институтами власти, политическими структурами, партиями или общественными организациями. 13 идеальном случае политические институты общества выдвигают не только новые социально-значимые цели социального развития, но и разрабатывают оптимальные социальные технологии их внедрения в практическую жизнь, с учетом как существующих традиций, так и всей сложной системы социальных показателей, способствующих новациям. Третья группа факторов, влияющих на социокультурную трансформацию общества, связана с процессами, происходящими в массовом сознании людей, которое изменяет свое отношение к существующим социальным институтам и структурам, формируя новые потребности и интересы, а значит, реально преобразуя свои системы ценностных ориентаций, и на этой основе создавая определенное стереотипное массовое поведение. Многими российскими исследователями утверждается, что разрушение существующих социокультурных ценностных ориентаций и появление шшовативных ценностей вполне закономерный процесс, который можно сравнить с естественно-эволюционным развитием органического мира, во всем аналогичного с жизнедеятельностью природы. Другими словами, рассматривая инновационные процессы в обществе, исследователи видят, что они неизбежно протекают через разрыв с существовавшими ранее безусловными культурными запретами и нормами, и новации в духовной жизни общества возникают и укрепляются путем нарушения традиционных, принятых всем обществом представлений, норм и ценностей культуры и использования новых, |
обществе социально-экономических систем и соответствующих им социальных институтов, от которых зависят все имеющиеся социальные отношения и вся социальная структура общества; Вторая группа объективных факторов, влияющих на изменения в обществе, связана с изменениями в самих социокультурных процессах, обусловленных как объективной логикой развития экономической и политической жизни, так и изменением приоритетных целей, стоящих перед обществом. Динамика социальной жизни определяется соотношениями между традиционными и новационными целями, которые, как правило, предлагаются различными институтами власти, политическими структурами, партиями или общественными организациями. В идеальном случае политические институты общества выдвигают не только новые социально-значимые цели социального развития, но и разрабатывают оптимальные социальные технологии их внедрения в практическую жизнь, с учетом как существующих традиций, так и всей сложной системы социальных показателей способствующих/ препятствующих новациям. Третья группа факторов, влияющих на социокультурную трансформацию общества, связана с процессами, происходящими в массовом сознании людей, которое изменяет свое отношение к существующим социальным институтам и структурам, формируя новые потребности и интересы, а значит, реально преобразуя свои системы ценностных ориентаций, и на этой основе создавая определенное стереотипное массовое поведение. Многими российскими исследователями утверждается, что разрушение существующих социокультурных ценностных ориентаций и появление инновативных ценностей вполне закономерный процесс, который можно сравнить с естественно-эволюционным развитием 47 органического мира, во всем аналогичного с жизнедеятельностью природы. Другими словами, рассматривая инновационные процессы в обществе, исследователи видят, что они неизбежно протекают через разрыв с существовавшими ранее безусловными культурными запретами и нормами, и новации в духовной жизни общества возникают и укрепляются путем нарушения традиционных принятых всем обществом представлений, норм и ценностей культуры и использования новых, актуальных и предпочитаемых ценностей и идеалов, позитивно воспринимаемых людьми. Таким образом, научно организованный и управляемый переход от индустриального к информационному обществу с точки зрения социальнофилософского знания, предполагает минимизацию негативных последствий в экономической, политической и социокультурных сферах жизни общества, а также выявление природы новаций и на ее базе создание эффективных технологий, обеспечивающих необходимую обратную связь между доминирующими в обществе социальными технологиями и новыми организационно-управленческими решениями и соответствующими им структурами. Применительно к современной России концепция устойчивого развития предполагает не только прямую реализацию либеральных ценностей западного образца, но в первую очередь, учет социокультурных традиций России, особенностей российской ментальности и традиционных базовых ценностей россиян. С точки зрения современных российских исследователей (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Э.В. Гирусов и др.) концепция устойчивого развития соединяет в единую социоприродную систему развития экологические, экономические и социокультурные характеристики современного общества, стремясь к созданию качественно новой модели хозяйствования в рамках нового типа социального бытия, основанного на 48 |