119 существованию в социуме, способность к саморазвитию. Она проявляется в создании ценностей культуры, что и составляет основную специфику человека, отличает его от всех других биологических видов. Процесс воспитания следует ориентировать на выявление и реализацию сущности человека, развитие и актуализацию его сущностных сил: социальной активности, способностей и творческого потенциала, проявлению индивидуальности. В свою очередь, это требует формирования соответствующих свойств и качеств личности, таких, как социальная и познавательная активность, трудолюбие, воля, стремление к саморазвитию. Сущность человека также проявляется и в формах его существования, которые складывались на протяжении всей истории человечества. Прежде всего, это была родо-племенная, коллективная форма существования, где отдельный человек как личность не выделялся. По мере исторического развития человечества наблюдаются две противоположно направленные тенденции. С одной стороны, происходит индивидуализация бытия человека, а с другой усиление интеграционных процессов в обществе, формирование транснациональных общностей людей. Эти тенденции, каждая со своей стороны, определяют философские установки, цели и задачи воспитания поколений самореализующейся молодежи российской молодежи. Молодому человеку важно стать индивидуальностью, проявить и реализовать свои задатки и возможности, удовлетворить потребности, самоутвердиться в обществе, осуществить свои цели в жизни. Сущность общества проявляется в том, что оно выступает формой бытия с генетически нс наследуемой формой передачи социального опыта между отдельными личностями и поколениями людей. Общество обеспечивает такую форму передачи социального опыта в процессе социализации личности. В процессе становления общества как социальной системы развиваются и его сущностные особенности, усложняется его структура и функции, появляется больше возможностей для развития и реализации возможностей личности. Каждый из этапов становления общества, находящегося на |
материальных ценностей, способность к совместному существованию в социуме, способность к саморазвитию. Она’проявляется в создании ценностей культуры, что и составляет основную специфику человека, отличает его от всех других биологических видов. Процесс воспитания следует ориентировать на выявление и реализацию сущности человека, развитие и актуализацию его сущностных сил: социальной активности, способностей и творческого потенциала, проявлению индивидуальности. В свою очередь, это требует формирования соответствующих свойств и качеств личности, таких, как социальная и познавательная активность, трудолюбие, воля, стремление к саморазвитию. Сущность человека также проявляется и в формах его существования, которые складывались на протяжении всей истории человечества. Прежде всего, это была родо-племенная, коллективная форма существования, где отдельный человек как личность не выделялся. По мере исторического развития человечества наблюдаются две противоположно направленные тенденции. С одной стороны, происходит индивидуализация бытия человека, а с другой усиление интеграционных процессов в обществе, формирование транснациональных общностей людей. Эти тенденции, каждая со своей стороны, определяют философские установки, цели и задачи воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи. Молодому человеку как становящейся личности важно стать индивидуальностью, проявить и реализовать свои задатки и возможности, удовлетворить потребности, самоутвердиться в обществе, осуществить свои цели в жизни. В то же время в процессе воспитания следует учитывать такую сущностную особенность жизнедеятельности человека^ как его общественное бытие на различных уровнях включенности в общественную жизнь. В зависимости от этого (от степени и уровней включенности) процесс воспитания необходимо ориентировать на становление у личности соответствующих психических, нравственных и гражданских качеств. 64 Сущность общества проявляется в том, что оно выступает формой бытия с генетически не наследуемой формой передачи социального опыта между отдельными личностями и поколениями л ю д е й .О б щ е с тв о обеспечивает такую форму передачи социального опыта в процессе социализации личности. Исходя из этого, индивидуум так или иначе существует в обществе, которое служит основой не только для его биологической жизни и продолжения его рода (т.е. себя в последующих поколениях), но и основным условием индивидуального личностного развития путем освоения достижений культуры этого общества и самореализации в различных сферах деятельности. Сущность общества также проявляется в том, что оно, представляя собой социальную систему, обладает системными свойствами, которыми не обладают отдельные его элементы. Чем выше уровень развития общества, тем больше возможностей оно предоставляет личности для ее развития и достижения своих целей, но в то же время требует и от личности соответствующей включенности в социум, выполнения установок и предписаний, необходимых для совместной деятельности людей, развития социально значимых психологических качеств личности. В процессе становления общества как социальной системы развиваются и его сущностные особенности, усложняется его структура и функции, появляется больше возможностей для развития и реализации возможностей личности. Каждый из этапов становления общества, находящегося на определенной стадии развития, создает свои возможности для развития и самореализации личности, но и выдвигает особые, присущие ему на данном этапе, требования к личностным качествам и нравственному воспитанию личности. В то же время формируется некий инвариант общечеловеческих нормативных моральных требований к личности, позволяющих ей существовать практически во всех типах социума. Наряду с этим, имеются При этом следует учитывать, согласно К.Юнгу, «архетипческие образы», которые, очевидно, входят в структуру генотипа и передаются по наследству. 65 |