120 определенной стадии развития, создает свои возможности для развития и самореализации личности, но и выдвигает особые, присущие ему на данном этапе, требования к личностным качествам и нравственному воспитанию личности. В то же время формируется некий инвариант общечеловеческих нормативных моральных требований к личности, позволяющих ей существовать практически во всех типах социума. Наряду с этим, имеются вариативные нормативные требования к личности, определяющие ее существование в той или иной социальной группе. В процессе воспитания молодое поколение следует приобщать к общечеловеческим ценностям так и к освоению ценностей различных социальных групп, что позволит быть включенным в различные социальностатусные группы и осуществить вертикальную социальную мобильность. Специфика взаимодействия личности и общества обусловливаются, с одной стороны, сущностью личности, а с другой, сущностью общества, что в различных формах проявляется в каждую конкретную историческую эпоху. Как уже отмечалось, одной из существенных особенностей человека является способность к производству духовных и материальных ценностей. Взаимосвязь общества и личности определяется тем, что человек как элемент общества в своем индивидуальном бытии может создавать духовные и материальные ценности, основываясь на достижениях культуры и прошлого опыта других людей и совместно с ними. Существование созданных духовных ценностей возможно только в материализованном виде и общезначимой знаковой форме. В этой же материализованной социально значимой форме духовные ценности передаются другим, совместно существующим, членам социума, а также последующим поколениям. Поэтому общество и личность диалектически взаимосвязаны и находятся в зависимости друг от друга. Специфика взаимосвязи общества и личности имеет свои особенности, определяемые уровнем развития общества и его возможностями по передаче социокультурного опыта молодым поколениям. Преемственность поколений является основой стабильности общества, поскольку выступает |
Сущность общества проявляется в том, что оно выступает формой бытия с генетически не наследуемой формой передачи социального опыта между отдельными личностями и поколениями л ю д е й .О б щ е с тв о обеспечивает такую форму передачи социального опыта в процессе социализации личности. Исходя из этого, индивидуум так или иначе существует в обществе, которое служит основой не только для его биологической жизни и продолжения его рода (т.е. себя в последующих поколениях), но и основным условием индивидуального личностного развития путем освоения достижений культуры этого общества и самореализации в различных сферах деятельности. Сущность общества также проявляется в том, что оно, представляя собой социальную систему, обладает системными свойствами, которыми не обладают отдельные его элементы. Чем выше уровень развития общества, тем больше возможностей оно предоставляет личности для ее развития и достижения своих целей, но в то же время требует и от личности соответствующей включенности в социум, выполнения установок и предписаний, необходимых для совместной деятельности людей, развития социально значимых психологических качеств личности. В процессе становления общества как социальной системы развиваются и его сущностные особенности, усложняется его структура и функции, появляется больше возможностей для развития и реализации возможностей личности. Каждый из этапов становления общества, находящегося на определенной стадии развития, создает свои возможности для развития и самореализации личности, но и выдвигает особые, присущие ему на данном этапе, требования к личностным качествам и нравственному воспитанию личности. В то же время формируется некий инвариант общечеловеческих нормативных моральных требований к личности, позволяющих ей существовать практически во всех типах социума. Наряду с этим, имеются При этом следует учитывать, согласно К.Юнгу, «архетипческие образы», которые, очевидно, входят в структуру генотипа и передаются по наследству. 65 вариативные нормативные требования к личности, определяющие ее существование в той или иной социальной группе. В процессе воспитания молодое поколение следует приобщать к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям так и к освоению ценностей различных социальных групп, что позволит быть включенным в различные социально-статусные группы и осуществить вертикальную социальную мобильность. Специфика взаимодействия личности и общества обусловливаются, с одной стороны, сущностью личности, а с другой, сущностью общества, что в оазличных формах проявляется в каждую конкретную историческую эпоху. Как щ е отмечалось, одной из существенных особенностей человека является шособность к производству духовных и материальных ценностей. Взаимосвязь )бщества и личности определяется тем, что человек как элемент общества в :воем индивидуальном бытии может создавать духовные и материальные :енности, основываясь на достижениях культуры и прошлого опыта других [юдей и совместно с ними. Существование созданных духовных ценностей юзможно только в материализованном виде и общезначимой знаковой форме. i этой же материализованной социально значимой форме духовные (так же как [ материальные) ценности передаются другим, совместно существующим, (ленам социума, а также последующим поколениям. Поэтому общество и ичность диалектически взаимосвязаны и находятся в зависимости друг от [руга. Специфика взаимосвязи общества и личности имеет свои особенности, 'Пределяемые уровнем развития общества и его возможностями по передаче оциокультурного опыта молодым поколениям. Преемственность поколений вляется основой стабильности общества, поскольку выступает проявлением ущностиых характеристик общества по передаче социального опыта. Система бразования и воспитания как социальный институт, обеспечивающий оциокультурное становление новых поколений, призвана учитывать 66 |