122 философского мировоззрения по отношению к человеку, природе и обществу, строит свою модель воспитания, делая акцент на тех или иных чертах формирования личности. В рамках консервативного направления можно выделить прагматическую и утилитарную модели воспитания. Первая из них основана па философских и морально-этических принципах философии прагматизма и неопрагматизма, заимствуя некоторые положения экзистенциализма. Основной целью воспитания здесь является развитие индивидуальных задатков и способностей как основного условия достижения жизненного успеха. В качестве методологического принципа здесь выступает идея Дж. Дьюи о том, что в биогенетической природе личности заложены все ее интеллектуальные и нравственные качества, а их реальное проявление определяется индивидуальным опытом человека. Воспитание, по мнению Дж. Дыои, состоит не в формировании моральных качеств и системы ценностных ориентации личности, а в развитии данных ей от природы способностей и качеств, в накоплении индивидуального опыта как главного условия достижения успеха. Одна из важнейших задач системы воспитания состоит в том, чтобы научить молодого человека приспособиться к социоприроднои и социокультурной среде и таким образом получить возможность развить свои природные уникальные способности. Исходя из прагматистских теоретико-познавательных принципов и понимания истины, воспитание личности основывается на ее ситуативном индивидуальном опыте. Поэтому нравственное воспитание, согласно концепции Дж. Дыои, не ориентировано на формирование нравственных качеств и системы ценностей, необходимых для социальной жизни человека. Цель нравственного воспитания накопление социального опыта, направленного на поиск оптимального решения проблем в ситуациях его повседневной жизни, обеспечивающего человеку достижение успеха. Таким образом, в концепции воспитания, основанной на позициях прагматизма, делается акцент на формирование индивидуалистического типа |
направлений, исходя из общих принципов философского мировоззрения по отношению к человеку, природе и обществу, строит свою модель воспитания, делая акцент на тех или иных чертах формирования личности. В рамках консервативного направления можно выделить прагматическую и утилитарную модели воспитания. Первая из них основана на философских и морально-этических принципах философии прагматизма и неопрагматизма, заимствуя некоторые положения экзистенциализма. Основной целью воспитания здесь является развитие индивидуальных задатков и способностей как основного условия достижения жизненного успеха. В качестве методологического принципа здесь выступает идея Дж. Дьюи о том, что в биогенетической природе личности заложены все ее интеллектуальные и нравственные качества, а их реальное проявление определяется индивидуальным опытом человека. Воспитание, по мнению Дж. Дьюи, состоит не в формировании моральных качеств и системы ценностных ориентаций личности, а в развитии данных ей от природы способностей и качеств, в накоплении индивидуального опыта как главного условия достижения успеха. Он отмечал, что «задача воспитания сдерживать активность ребенка, направляя ее по определенному р у с л у » В то же время Дж. Дьюи проводит идею о том, что биогенетическая [трирода личности, с ее врожденными способностями, раскрывается и :)ормируется в процессе социализации. От социокультурной среды во многом }ависит уровень их развития, тем более что сами способности проявляются только лишь в социально значимой деятельности. Следовательно, одна из зажнейших задач системы воспитания состоит в том, чтобы научить молодого человека приспособиться к социоприродной и социокультурной среде и таким образом получить возможность развить свои природные уникальные способности. >3 Дж.Дьюи. Школа и общество. М., 1924. С-.43. 68 Исходя из прагматистских теоретико-познавательных принципов и понимания истины, воспитание личности основывается на ее ситуативном индивидуальном опыте. Поэтому нравственное воспитание, согласно концепции Дж. Дьюи, не ориентировано на формирование нравственных качеств и системы ценностей, необходимых для социальной жизни человека. Цель нравственного воспитания — накопление социального опыта, направленного на поиск оптимального решения проблем в ситуациях его повседневной жизни, обеспечивающего человеку достижение успеха. Жизненные ценности здесь не имеют абсолютного значения. Для конкретной личности в конкретной ситуации ценно все то, что способствует достижению ее успеха. В отношении к другим людям и обществу для человека будет иметь ценность то, что способствует развитию его индивидуальности и росту социального статуса. Ценности демократического общества для личности важны не сами по себе, а постольку, поскольку наилучшим образом служат возможности личностного роста, достижению успеха в жизни. Расширение прав и свобод личности в демократическом обществе рассматривается как важное условие самореализации личности, поэтому процесс воспитания должен быть направлен на формирование установок на сохранение этого общества. Таким образом, в концепции воспитания, основанной на позициях прагматизма, делается акцент на формирование индивидуалистического типа личности, рассматривающей все вокруг себя не как имеющее самоценность, а как то, что либо способствует, либо препятствует достижению успеха. Для такого человека другие люди и общество ценны лишь настолько, насколько они полезны ему для достижения поставленной личностной цели, причем и это ситуативно, т.е. применительно к данной конкретной ситуации. Духовные ценности, достижения культуры, социальная среда важны не сами по себе для развития личности, а рассматриваются .как инструмент для достижения ситуативного успеха, не затрагивая смысложизненных установок личности. 69 |