123 личности, рассматривающей все вокруг себя не как имеющее самоценность, а как то, что либо способствует, либо препятствует достижению успеха. Для такого человека другие люди и общество ценны лишь настолько, насколько они полезны ему для достижения поставленной личностной цели. Представители гуманистического направления делают акцент на формирование у человека рационального мышления и чувства справедливости, выступающих в качестве основных принципов гуманистической системы воспитания. Сторонники этого направления (А. Маслоу, А. Комбс, П. Херст.) во многом опираются на идеи позитивизма, психологию Ж. Пиаже и его современных последователей, включая также отдельные положения экзистенциализма. В вопросах воспитания они придерживаются мировоззренческого нигилизма, так как социальная жизнь при научнотехническом прогрессе определяется «рациональным мышлением», а не идеологией. Критикуя существующую систему образования и воспитания, они предлагают свою программу воспитания, в которой, в отличии от технократических концепций, большое внимание уделяется человеческому Я . Главная цель воспитания здесь видится в развитии у человека интеллектуальных способностей, рационалистического подхода к жизни, поскольку в жестком технократическом мире можно существовать, только имея высокий интеллект и позитивные знания о мире. На основе рационального мышления человек может реализовать свои интересы и строить отношения с другими людьми на гуманной основе. Гуманистическая мораль здесь рассматривается как способность личности претворить в жизнь принципы справедливости, соотнося свои интересы с интересами общества, других людей. Интеллект считается показателем уровня моральности личности, а главная роль в становлении морали отводится самому субъекту. Иррационалистический подход к воспитанию личности основывается на философских идеях экзистенциализма, на «философии жизни» (М.Грин, Дж.Кнелер, Э.Брейзах, У.Барет) и направлен против технократических и сциентистских установок в системе воспитания. Сторонники этого направления |
Исходя из прагматистских теоретико-познавательных принципов и понимания истины, воспитание личности основывается на ее ситуативном индивидуальном опыте. Поэтому нравственное воспитание, согласно концепции Дж. Дьюи, не ориентировано на формирование нравственных качеств и системы ценностей, необходимых для социальной жизни человека. Цель нравственного воспитания — накопление социального опыта, направленного на поиск оптимального решения проблем в ситуациях его повседневной жизни, обеспечивающего человеку достижение успеха. Жизненные ценности здесь не имеют абсолютного значения. Для конкретной личности в конкретной ситуации ценно все то, что способствует достижению ее успеха. В отношении к другим людям и обществу для человека будет иметь ценность то, что способствует развитию его индивидуальности и росту социального статуса. Ценности демократического общества для личности важны не сами по себе, а постольку, поскольку наилучшим образом служат возможности личностного роста, достижению успеха в жизни. Расширение прав и свобод личности в демократическом обществе рассматривается как важное условие самореализации личности, поэтому процесс воспитания должен быть направлен на формирование установок на сохранение этого общества. Таким образом, в концепции воспитания, основанной на позициях прагматизма, делается акцент на формирование индивидуалистического типа личности, рассматривающей все вокруг себя не как имеющее самоценность, а как то, что либо способствует, либо препятствует достижению успеха. Для такого человека другие люди и общество ценны лишь настолько, насколько они полезны ему для достижения поставленной личностной цели, причем и это ситуативно, т.е. применительно к данной конкретной ситуации. Духовные ценности, достижения культуры, социальная среда важны не сами по себе для развития личности, а рассматриваются .как инструмент для достижения ситуативного успеха, не затрагивая смысложизненных установок личности. 69 Представители гуманистического направления, которое в литературе обозначается как «новый гуманизм», акцент делают на формирование у человека рационального мышления и чувства справедливости, выступающих в качестве основных принципов гуманистической системы воспитания. Сторонники этого направления (А. Маслоу, А. Комбс, П. Херст, Р.С. Питерс, М. Уорнок и др.) во многом опираются на идеи позитивизма, психологию Ж. Пиаже и его современных последователей, включая также отдельные положения экзистенциализма. В вопросах воспитания они придерживаются мировоззренческого нигилизма, так как социальная жизнь при научнотехническом прогрессе определяется «рациональным мышлением», а не идеологией. Критикуя существующую систему образования и воспитания, они предлагают свою программу воспитания, в которой, в отличии от технократических концепций, большое внимание уделяется человеческому Я. Главная цель воспитания здесь видится в развитии у человека интеллектуальных способностей, рационалистического подхода к жизни, поскольку в жестком технократическом мире можно существовать, только имея высокий интеллект и позитивные знания о мире. На основе рационального мышления человек может реализовать свои интересы и строить отношения с фугими людьми на гуманной основе. Гуманистическая мораль здесь рассматривается как способность личности претворить в жизнь принципы шраведливости, соотнося свои интересы с интересами общества, других людей. Интеллект считается показателем уровня моральности личности, а главная роль 5становлении морали отводится самому субъекту. Иррационалистический подход к воспитанию личности основывается на рилософских идеях экзистенциализма, на «философии жизни» (М.Грин, ],ж.Кнелер, Э.Брейзах, У.Барет) и направлен против технократических и ;циентистских установок в системе воспитания. Сторонники этого направления тоят на позициях агностицизма по отношению к возможности научного 1зучения личности. Они отрицают возможность познания природы человека с 70 |