Проверяемый текст
Бабочкин Петр Иванович. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе (Диссертация 2001)
[стр. 124]

12*1 стоят на позициях агностицизма по отношению к возможности научного изучения личности.
Они отрицают возможность познания природы человека с помощью науки, отказываются от создания научной теории воспитания, считая, что каждый человек строго индивидуален, поэтому здесь считается невозможноным создание научной теории воспитания.
Главным принципом для
данных исследователей выступает следующий: «человек есть то, что он из себя представляет», а в процессе воспитания акцент делается на внутренние мотивы поведения.
Задача нравственного воспитания состоит в раскрытии индивидуальных качеств и способностей личности.
Они сводят воспитание к саморазвитию и самовоспитанию, целью которого является искоренение коллективистских тенденций в поведении человека.
Подлинное воспитание, по их мнению, не может носить массовый характер.

Представители философии современного позитивного экзистенциализма в содержании воспитания
видят формирование позитивных добродетелей личности, таких, как надежда, вера в лучшее будущее, чувство приподнятости, хладнокровие, тогда как представители классического экзистенциализма сводили нравственный аспект существования человека к негативным характеристикам: страх, вина, отчаяние и т.п.
Основа доброделей, по их мнению, заложена в антропологии, во врожденных потребностях человеческой природы.
В соответствии с этими философскими предпосылками здесь строится и теория воспитания, где ведущее место отводится таким потребностям человеческой природы, как врожденная склонность субъекта к усвоению моральных качеств, норм.
Это, считают сторонники данного направления, позволит укрепить нравственную природу человека, поможет преодолеть нравственный кризис, обеспечит сохранение существующего общественного строя.
На позициях современного бихевиоризма с его идеей «технологии поведения»
возникло технократическое направление, представители которого (Е.
Моррис, М.
Блэк.)
полагают, что в процессе обучения у человека формируются нормы нравственности и соответствующее поведение.
Здесь
[стр. 71]

помощью науки, отказываются от создания научной теории воспитания, считая, что каждый человек строго индивидуален, поэтому здесь считается невозможноным создание научной теории воспитания.
Главным принципом для
ланных исследователей выступает следующий: «человек есть то, что он из себя представляет», а в процессе воспитания акцент делается на внутренние мотивы поведения.
Задача нравственного воспитания состоит в раскрытии индивидуальных качеств и способностей личности.
Они сводят воспитание к саморазвитию и самовоспитанию, целью которого является искоренение коллективистских тенденций в поведении человека.
Подлинное воспитание, по их мнению, не может носить массовый характер.

Основное внимание сторонники данного направления философии воспитания уделяют внутреннему психическому миру личности.
Главная цель воспитания направлена на развитие уникальных способностей личности, раскрытие ее задатков и способностей, на то, чтобы «спасти» уникальную личность от массового, «коллективного общества» как источника :<неподлинного бытия».
Поэтому здесь идет отрицание позитивной роли социальной среды в воспитании личности, которая служит только фактором унификации человека и может лишь повредить становлению его нравственности и проявлению индивидуальности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности.
Однако это противоречит социальной сущности человека как биосоциокультурного субъекта, резко сужает реальные возможности формирования активной личности, хотя сторонники «философии жизни» провозглашают данный принцип в качестве ЭДНОЙ из главных целей воспитания.
Представители философии современного позитивного экзистенциализма в содержании воспитания
(как, например, О.Ф.Больнов), видят формирование позитивных добродетелей (моральных качеств) личности, таких, как надежда, вера в лучшее будущее, чувство приподнятости, хладнокровие, тогда как представители классического экзистенциализма сводили нравственный аспект 71

[стр.,72]

существования человека к негативным характеристикам: страх, вина, отчаяние и т.п.
Основа доброделей, по их мнению, заложена в антропологии, во врожденных потребностях человеческой природы.
В соответствии с этими философскими предпосылками здесь строится и теория воспитания, где ведущее место отводится таким потребностям человеческой природы, как врожденная склонность субъекта к усвоению моральных качеств, норм.
Это, считают сторонники данного направления, позволит укрепить нравственную природу человека, поможет преодолеть нравственный кризис, обеспечит сохранение существующего общественного строя.
На позициях современного бихевиоризма с его идеей «технологии поведения»
(Б.
Скиннер) возникло сциентистско-технократическое направление, представители которого (Е.
Моррис, М.
Блэк
и др.) полагают, что в процессе обучения у человека формируются нормы нравственности и соответствующее поведение.
Здесь
отвергаются проявления индивидуальности личности, которая рассматривается как основная причина нравственного кризиса общества.
Воспитание, по мнению сторонников данного подхода, отвечает утилитарным целям, а прежде всего повышению продуктивности деятельности.
Целью воспитания является подготовка высокоэффективных специалистов и формирование навыков к обязательному выполнению норм и предписаний социокультурной среды, подчинению требованиям общества, интересы которого ставятся выше, чем интересы личности.
В добровольном подчинении личности установкам общества, с этих позиций, видится проявление гармонии между обществом и личностью.
Основное внимание они уделяют внедрению в процесс воспитания достижений науки и техники, развитию рационалистического мышления.
Среди педагогических средств осуществления такого рода целей основным считается система поощрений и наказаний за лояльность или невыполнение заданных воспитателем требований.
72

[Back]