Проверяемый текст
Бабочкин Петр Иванович. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе (Диссертация 2001)
[стр. 126]

126 классового общества.
Основная цель воспитания здесь виделась в формировании "человека социального", т.е.
в формировании таких качеств личности, которые были бы социально значимыми для данной социальной системы.
Социокультурная среда и адаптация личности к этой среде выступали как основное условие и цель воспитания человека, хотя была декларирована установка на всестороннее, гармоничное развитие личности.
Всесторонность рассматривалась как включенность личности во все сферы социального бытия, а гармоничность как равномерность векторов такого включения.

Индивидуальному внутреннему миру личности, ее духовному бытию не уделялось должного внимания на основе марксистского подхода к воспитанию, поскольку здесь исходили из основного принципа марксизма в отношении духовного мира человека"бытие
определяет сознание".
Отсюда следствие: если изменяется социальное бытие, то в соответствии с этим преобразуется и сознание людей.
Однако человек не всегда адаптирует свое сознание, особенно ценностные мировоззренческие установки, к изменениям
соцноприродной реальности, а скорее, наоборот, старается изменить внешний мир, свое социальное бытие в соответствии со своими представлениями о нем, о цели и смысле жизни, историческом процессе.
Таким образом, рассмотрев существующие в настоящее время философские концепции воспитания, можно отметить, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, соответствует своей эпохе, своему социуму и
представлениям о человеке.
Их достоинством является то, что они усматривают
различные характерные особенности, присущие личности, и в качестве целей воспитания выдвигают развитие и реализацию этих особенностей.
К
недостаткам можно отнести их несистемный характер, т.е.
принимаются во
внимание одни особенности, пусть даже существенные, но упускаются другие, не менее важные сущностные параметры личности.
В одних случаях,
преувеличивается значение социальной среды в воспитании и самореализации личности, но игнорируются се интересы и проявления самобытности, в других
[стр. 76]

патриотизма, международной солидарности и принятия ценностных установок классового общества.
Основная цель воспитания здесь виделась в формировании "человека социального", т.е.
в формировании таких качеств личности, которые были бы социально значимыми для данной социальной системы.
Социокультурная среда и адаптация личности к этой среде выступали как основное условие и цель воспитания человека, хотя была декларирована установка на всестороннее, гармоничное развитие личности.
Всесторонность рассматривалась как включенность личности во все сферы социального бытия, а гармоничность как равномерность векторов такого включения.

Так, в Программе Коммунистической партии СССР записано, что “переход к коммунизму предполагает воспитание и подготовку коммунистически сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду, к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, в области науки и культуры”.
Индивидуальному внутреннему миру личности, ее духовному бытию не уделялось должного внимания на основе марксистского подхода к воспитанию, поскольку здесь исходили из основного принципа марксизма в отношении духовного мира человека
“бытие определяет сознание”.
Отсюда следствие: 2СЛИ изменяется социальное бытие, то в соответствии с этим преобразуется и :ознание людей.
Однако человек не всегда адаптирует свое сознание, особенно ценностные мировоззренческие установки, к изменениям
социоприродной эеальности, а скорее, наоборот, старается изменить внешний мир, свое социальное бытие в соответствии со своими представлениями о нем, о цели и смысле жизни, историческом процессе.
Таким образом, рассмотрев существующие в настоящее время философские концепции воспитания, можно отметить, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, соответствует своей эпохе, своему социуму и
54 Программа Коммунистической партии Советского Союза.
М.: Политиздат, 1974.
С.
1 2 2 123.
76

[стр.,77]

[редставлениям о человеке.
Их достоинством является то, что они усматривают
•азличные характерные особенности, присущие личности, и в качестве целей юспитания выдвигают развитие и реализацию этих особенностей.
К
(едостаткам можно отнести их несистемный характер, т.е.
принимаются во
нимание одни особенности, пусть даже существенные, но упускаются другие, le менее важные сущностные параметры личности.
В одних случаях,
феувеличивается значение социальной среды в воспитании и самореализации [ичности, но игнорируются ее интересы и проявления самобытности, в других (реуменьшается роль социума, а преувеличивается значение его [ндивидуальности, вплоть до индивидуализма.
Современная отечественная концепция воспитания строится с учетом динства развития рациональной и эмоциональной сторон сознания, (сихологических качеств и физических характеристик, нравственно[енностных установок и мировоззренческих позиций, становления духовности ( гражданственности жизнеспособных поколений российской молодежи.
Философия, пишет В.Н.
Сагатовский, обосновывает идеал человека и тратегию его реализации, тем самым поясняет высший смысл хизнедеятельности общества в целом, а цикл педагогических наук, осуществляя непосредственную реализацию этого стратегического замысла, по шее, создает и конечный результат, и основной деятельностный фактор оазвития общества."^^ Это позволяет и делает необходимым при разработке юдели личности нового социокультурного типа определить степень и раницы проявления интересов личности и ее индивидуальности в ■оответствии с интересами и требованиями общества, уровень включенности [ичности в различные сферы социального бытия и ее социальную активность.
Решение данного круга проблем позволит выявить философско1ировоззренческие основания для разработки теории воспитания и ее общих ^ Сагатовский В.Н.
Философские основания педагогической деятельности.
// Вестник высшей школы.
1987.
N 1.
С.22.
77

[Back]