127 преуменьшается роль социума, а преувеличивается значение его индивидуальности, вплоть до индивидуализма. Современная отечественная концепция воспитания строится с учетом единства развития рациональной и эмоциональной сторон сознания, психологических качеств и физических характеристик, нравственноценностных установок и мировоззренческих позиций, становления духовности и гражданственности жизнеспособных поколений российской молодежи. В современной ситуации основным принципом духовного становления российской молодежи является свободная ориентация личности на сущностные, гуманистические ценности. Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд принципов, среди которых, прежде всего, отмстим:. признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида, социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений; создание обществом условий для развития склонностей и способностей личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и своего жизнетворчества самоопределения, самоутверждения, самореализации; гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, преподавателей и студентов на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, и доброты. Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп населения страны. Она включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности. Духовное становление молодежи предполагает, что теория воспитания базируется на системе ценностей, разделяемых большинством членов общества и выступающих как исходное начало интеграции и сохранения целостности |
[редставлениям о человеке. Их достоинством является то, что они усматривают •азличные характерные особенности, присущие личности, и в качестве целей юспитания выдвигают развитие и реализацию этих особенностей. К (едостаткам можно отнести их несистемный характер, т.е. принимаются во нимание одни особенности, пусть даже существенные, но упускаются другие, le менее важные сущностные параметры личности. В одних случаях, феувеличивается значение социальной среды в воспитании и самореализации [ичности, но игнорируются ее интересы и проявления самобытности, в других (реуменьшается роль социума, а преувеличивается значение его [ндивидуальности, вплоть до индивидуализма. Современная отечественная концепция воспитания строится с учетом динства развития рациональной и эмоциональной сторон сознания, (сихологических качеств и физических характеристик, нравственно[енностных установок и мировоззренческих позиций, становления духовности ( гражданственности жизнеспособных поколений российской молодежи. Философия, пишет В.Н. Сагатовский, обосновывает идеал человека и тратегию его реализации, тем самым поясняет высший смысл хизнедеятельности общества в целом, а цикл педагогических наук, осуществляя непосредственную реализацию этого стратегического замысла, по шее, создает и конечный результат, и основной деятельностный фактор оазвития общества."^^ Это позволяет и делает необходимым при разработке юдели личности нового социокультурного типа определить степень и раницы проявления интересов личности и ее индивидуальности в ■оответствии с интересами и требованиями общества, уровень включенности [ичности в различные сферы социального бытия и ее социальную активность. Решение данного круга проблем позволит выявить философско1ировоззренческие основания для разработки теории воспитания и ее общих ^ Сагатовский В.Н. Философские основания педагогической деятельности. // Вестник высшей школы. 1987. N 1. С.22. 77 «1етодологических установок. Как отмечает В. М. Розин, “опыт истории 1едагогики показывает, что революционные изменения образования и крупные зеформы школы начинаются в философии, именно с философского зсмысления крупных проблем образования начинается формирование новых адеалов образованности человека. В современной ситуации основным принципом социокультурного иановления российской молодежи является свободная ориентация личности на :ущностные, гуманистические ценности. Гуманизация воспитательного фоцесса предполагает целый ряд принципов, среди которых, прежде всего, )тметим: признание личности молодого человека самоценностью, уважение 'никальности и своеобразия каждого индивида, социальная защита и охрана доровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых юколений; создание обществом условий для развития склонностей и способностей 1ИЧН0СТИ и новых поколений молодежи как субъектов культуры и своего кизнетворчества самоопределения, самоутверждения, самореализации; гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, юдителей и детей, преподавателей и студентов на принципах уважения, острадания, терпимости, милосердия, и доброты.^’ Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание юлодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных лоев и групп населения страны. Она включает также идеи, на основе которых удут формироваться общие психологические и гражданские качества ^ Розин в.м. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и оправления изучения. / Философия образования для XXI века. М.: Исслед. ;ентр проблем качества подготовки специалистов. 1992. С 33. ’’ Ильинский И.М., Бабочкин П.И. Концепция воспитания жизнеспособных юколений российской молодежи. М.; Социум, 1999. С 9 -10. 78 личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России. Социокультурное становление молодежи предполагает, что теория воспитания базируется на системе ценностей, разделяемых большинством членов общества и выступающих как .исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее. Однако практическая реализация концепции воспитания в российском обществе возможна, если будет разработана общая стратегия развития страны, в основу которой положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, неотчуждаемой собственности. Россия это своеобразное исторически сложившееся объединение многих народностей и народов, национальностей и наций, на протяжении многих столетий сознающих свое единство и создающих общую российскую культуру, )бъединенных общностью этой культуры, государственных и экономических iHTepecoB, общим историческим прошлым и устремлением на будущее. 1оэтому наиболее важным элементом новой идеологии воспитания выступает 1дея единства и возвышения России, особого российского пути развития, очетаюшего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего вой неповторимые особенности и формы культуры. Национальное чувство россиянина это любовь к историческому облику оссийской нации, вера в ее духовное призвание. В то же время многие овременные российские исследователи хорошо видят и критически ценивают навязываемый нам путь на западную ориентацию становления ичности в системе образования. Так, Б-Г. Гершунский пишет по этому оводу; "мы же, как уже совершенно ясно, избрали прямую дорогу в рай, фемясь как можно быстрее и бездумнее перенять "передовой опыт", эвторить "образец", не тратить силы на поиск собственного пути, оправдывая :и, по существу, капитулянтские позиции только одним "там" уровень 79 |