128 общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее. Новая идеология воспитания направлена на возрождение национального патриотизма россиян. Высшим элементом сознания молодежи выступает идея служения Отечеству. Это фундаментальная проблема развития России, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность всей системы воспитания. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Философии воспитания, как самостоятельной сфере философского знания, до последнего времени уделялось мало внимания. Теоретические работы по данной проблематике и воспитательная работа строились на основе философских, представлений эпохи социализма о сущности человека. Эта глубокая и плодотворная идея позволила создать целостную систему воспитания и сформировать несколько поколений советских людей в духе коллективизма, патриотизма, международной солидарности и принятия ценностных установок классового общества. 2. Современная отечественная концепция духовного воспитания строится с учетом единства развития рациональной и эмоциональной сторон сознания, психологических качеств, нравственно-ценностных установок и мировоззренческих позиций, становления духовности и гражданственности поколений самореализующейся российской молодежи. 3. В современных условиях основным принципом духовного становления российской молодежи является свободная ориентация личности на сущностные, гуманистические ценности. Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп населения страны. Она включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России. 4. Духовное становление молодежи предполагает, что теория воспитания базируется на системе ценностей, разделяемых большинством членов общества и выступающих как исходное начало интеграции и сохранения целостности |
информации, автоматически формируются и нормы нравственности, и поведения. Духовность, гуманность, смысложизненные идеалы не ставятся в качестве основных целей воспитания, индивидуальная самобытность человека уходит на второй план, а на первый подчинение интересам общества. В конечном счете, выполнение требований общества, освоение моральных предписаний важно не само по себе, а постольку, поскольку обеспечивает жизненный успех, вертикальную социальную мобильность. В России философия воспитания развивалась в рамках педагогических теорий. В ее основе были демократические и гуманистические принципы образования, выдвинутые К.Д.Ушинским. Среди них такие, как создание подлинно народной школы, роль родного языка в формировании личности ребенка в духе наро дности и патриотизма, правильное соотношение в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал. Все эти идеи творчески развивали его последователи и ученики: Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, И.Н. Ульянов, А.Я. Герд, Л.Н. Модзалевский, а также такие известные деятели культуры и просвещения народов России, как Я.С. Гогебашвили, Г. Агаян, Р. Эфендиев, И. Алтынсарин и другие ученые и практики российского просвещения. На основе философии диалога строили систему воспитания П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская и их последователи в советский период развития педагогики. Философии воспитания, как самостоятельной сфере философского знания, цо последнего времени уделялось мало внимания. Теоретические работы по данной проблематике и воспитательная работа строились на основе философских представлений марксизма о сущности человека. За основу теоретических и методологических предпосылок в сфере воспитания была принята идея К.Маркса о том, что сущность человека в своей действительности зсть совокупность всех общественных отношений. Эта глубокая и плодотворная идея позволила создать целостную систему воспитания и сформировать несколько поколений советских людей в духе коллективизма. 75 «1етодологических установок. Как отмечает В. М. Розин, “опыт истории 1едагогики показывает, что революционные изменения образования и крупные зеформы школы начинаются в философии, именно с философского зсмысления крупных проблем образования начинается формирование новых адеалов образованности человека. В современной ситуации основным принципом социокультурного иановления российской молодежи является свободная ориентация личности на :ущностные, гуманистические ценности. Гуманизация воспитательного фоцесса предполагает целый ряд принципов, среди которых, прежде всего, )тметим: признание личности молодого человека самоценностью, уважение 'никальности и своеобразия каждого индивида, социальная защита и охрана доровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых юколений; создание обществом условий для развития склонностей и способностей 1ИЧН0СТИ и новых поколений молодежи как субъектов культуры и своего кизнетворчества самоопределения, самоутверждения, самореализации; гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, юдителей и детей, преподавателей и студентов на принципах уважения, острадания, терпимости, милосердия, и доброты.^’ Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание юлодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных лоев и групп населения страны. Она включает также идеи, на основе которых удут формироваться общие психологические и гражданские качества ^ Розин в.м. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и оправления изучения. / Философия образования для XXI века. М.: Исслед. ;ентр проблем качества подготовки специалистов. 1992. С 33. ’’ Ильинский И.М., Бабочкин П.И. Концепция воспитания жизнеспособных юколений российской молодежи. М.; Социум, 1999. С 9 -10. 78 личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России. Социокультурное становление молодежи предполагает, что теория воспитания базируется на системе ценностей, разделяемых большинством членов общества и выступающих как .исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее. Однако практическая реализация концепции воспитания в российском обществе возможна, если будет разработана общая стратегия развития страны, в основу которой положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, неотчуждаемой собственности. Россия это своеобразное исторически сложившееся объединение многих народностей и народов, национальностей и наций, на протяжении многих столетий сознающих свое единство и создающих общую российскую культуру, )бъединенных общностью этой культуры, государственных и экономических iHTepecoB, общим историческим прошлым и устремлением на будущее. 1оэтому наиболее важным элементом новой идеологии воспитания выступает 1дея единства и возвышения России, особого российского пути развития, очетаюшего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего вой неповторимые особенности и формы культуры. Национальное чувство россиянина это любовь к историческому облику оссийской нации, вера в ее духовное призвание. В то же время многие овременные российские исследователи хорошо видят и критически ценивают навязываемый нам путь на западную ориентацию становления ичности в системе образования. Так, Б-Г. Гершунский пишет по этому оводу; "мы же, как уже совершенно ясно, избрали прямую дорогу в рай, фемясь как можно быстрее и бездумнее перенять "передовой опыт", эвторить "образец", не тратить силы на поиск собственного пути, оправдывая :и, по существу, капитулянтские позиции только одним "там" уровень 79 |