Проверяемый текст
Бабочкин Петр Иванович. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе (Диссертация 2001)
[стр. 135]

135 мерс ориентированные на развитие у молодого человека социально значимых качеств, обеспечивающих ему жизнеспособность в данном обществе, а также жизнеспособность и самого этого общества.
И.
Кон выделяет три такого рода ориентации: биогенетическую, социогенетическую и
псрсоналистическую7.
Биогенетическая ориентация социализации личности полагает, что развитие личности определено ее онтогенезом с филогенетической программой, где основные стадии и закономерности развития личности одинаковы для всех людей, хотя социокультурные факторы, особенно этнонациональные здесь также играют значительную роль.
Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации, овладения системой выполнения социальных ролей, прав и обязанностей.

Псрсонапистская ориентация обращает внимание, прежде всего, на сознание и самосознание субъекта, полагая, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.
Все эти представленные подходы к ориентации системы социализации личности в том или ином виде были реализованы в истории эволюции различных социальных сообществ.
В странах западноевропейской социокультурной ориентации была реализована модель
псрсоиалогическои (личностно-центрической) социализации.
За счет реализации личностных интересов обеспечивается динамичное развитие экономики, обеспечивается высокое материальное благосостояние населения, но во многом теряются интеграционные связи на межпоколенческих и межэтнических уровнях социальных взаимоотношений.
В традиции российского
общества, с сто общинным социокультурным менталитетом, как в дореволюционную эпоху, так и в советский период, была реализована социогенетическая (социоцентричсская) модель социализации личности.
Достижение стабильности, сохранение единства и целостности многонациональной России осуществлялось за счет определенного снижения
Кои И.С.
В поисках себя: Личность и се самосознание.
М., 1984.
С.
167-168.
[стр. 103]

может быть передано следующей формулой: “Индивидом, рояедаются.
Личностью становятся.
Идивидуальность отстаиваю т”.
С другой стороны, предоставление обществом возможностей для формирования индивидуальных особенностей личности повышает динамику развития общества, но это в ряде случаев и дестабилизирует общество, нарушает системные связи, ведет к понижению ресурса его жизнеспособности.
Поэтому на различных этапах развития того или иного общества в социализации личности использовались различные модели, ориентированные на формирование личности различного социокультурного типа, которая бы соответствовала общей цели эволюции данной социальной общности и реализации интересов самой личности.
В истории становления общества существовали и существуют в настоящее время различные системы социализации личности, в той или иной мере ориентированные на развитие у молодого человека социально значимых качеств, обеспечивающих ему жизнеспособность в данном обществе, а также жизнеспособность и самого этого общества.
И.
Кон выделяет три такого рода ориентации.' биогенетическую, социогенетическую и
персонапистическую^^.
Биогенетическая ориентация социализации личности полагает, что развитие личности определено ее онтогенезом с филогенетической программой, где основные стадии и закономерности развития личности одинаковы для всех людей, хотя социокультурные факторы, особенно этнонациональные здесь также играют значительную роль.
Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации, овладения системой выполнения социальных ролей, прав и обязанностей.

Персоналистская ориентация обращает внимание, прежде всего, на сознание и самосознание субъекта, полагая, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и Андреева Г.М.
Социальная психология.
М., 1994.
С.
241.
Асмолов А.В.
Психология индивидуальности.
М.: МГУ, 1986.
С.
7.
Кон И.С.
В поисках себя: Личность и ее самосознание.
М.
1984, с.167-168.
103

[стр.,104]

реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.
Все эти представленные подходы к ориентации системы социализации личности в том или ином виде были реализованы в истории эволюции различных социальных сообществ.
В странах западноевропейской социокультурной ориентации была реализована модель
персоналогической, (личностно-центрической) социализации.
За счет реализации личностных интересов обеспечивается динамичное развитие экономики, обеспечивается высокое материальное благосостояние населения, но во многом теряются интеграционные связи на межпоколенческих и межэтнических уровнях социальных взаимоотношений.
В традиции российского
обшества, с его общинным социокультурным менталитетом, как в дореволюционную эпоху, так и в советский период, была реализована социогенетическая (социоцентрическая) модель социализации личности.
Достижение стабильности, сохранение единства и целостности многонациональной России осуществлялось за счет определенного снижения
темпов развития экономики и материального благосостояния российского народа.
Социализация российской молодежи в период социализма была социоцентрической ориентации и обеспечивала развитие личности, направленное не столько на реализацию личностных интересов, сколько на осуществление интересов общества, стабилизируя тем самым эволюцию этого общества, но сдерживая темпы его развития за счет низкой степени возможности реализации личностных интересов и проявления индивидуальных особенностей.
Социоцентрическая ориентация процесса сощшлизации молодежи не всегда учитывала национальные социокультурные особенности личности и ценности этнонациональных общностей, входивших в состав России и СССР.
Общий характер социализации молодежи в сфере национальных отношений между народами страны был в большей степени направлен иа 104

[Back]