Проверяемый текст
Немировский Дмитрий Анатольевич. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества (Диссертация 1998)
[стр. 209]

209 § 4.2.
Содержание п формы проявления культурного отчуждения молодежи Содержание и форма философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его внутренних процессов, а форма есть способ существования и выражения содержания.
Принимая во внимание то обстоятельство, что форма и
содержание абстрагируются именно как связь, представляется правомерным выделить содержание процесса культурного отчуждения молодежи в России и две основные формы его проявления.
Содержание процесса культурного отчуждения молодежи в России,
ярко прослеживается в эволюции ценностных ориентаций молодежи и соответствующих им форм деятельности, принявшей относительно завершенный вид в «постсоветскую» эпоху.
На протяжении двадцати лет культурное отчуждение молодежи в России проявляло себя в двух основных формах, исторически конкретных и адекватных развившемуся содержанию.
Первую из них можно охарактеризовать в терминах субкультурности.
Она выражается в усилившемся приблизительно с начала восьмидесятых годов и пошедшем на спад в первой половине девяностых процессе роста альтернативной (субкультурной) культуротворческой активности молодежи, являющейся весьма важным показателем дробления единого ценностного ядра монолитной советской культуры.
Процесс этот был вызван целым рядом факторов, основными из которых являлись негативные явления, происходившие внутри самой советской культуры, присущие ей имманентно (формирование «двойной морали», сложный тип преемственности между
дореволюционным культурным наследием и сменившим его после 1917 года социализмом), а также начавшееся в конце шестидесятых годов проникновение на территорию бывшего СССР элементов западных молодежных субкультур.
Стержнем большинства этих «альтернативных»
субкультур являлось, как правило, определенное музыкальное направление, несущее на себе
[стр. 65]

78 Глава 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА КУЛЬТУРНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ И КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 2.1.
Альтернативное культуротворчество молодежи как форма проявления культурного отчуждения Содержание и форма философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его внутренних процессов, а форма есть способ существования и выражения содержания.
Принимая во внимание то обстоятельство, что форма и
содержагае абстрагируются именно как связь (первое выявляется в свете второго и наоборот), представляется правомерным выделить содержание процесса культурного отчуждения молодежи в России и две основные формы его проявления.
Содержание процесса культурного отчуждения молодежи в России,
может быть рассмотрено в виде достаточно ярко прослеживаемой эволюции ценностных ориентаций молодежи и соответствующих им форм деятельности, начавшейся еще задолго до перестройки и принявшей относительно завершенный вид уже в "постсоветскую" эпоху.
На протяжении двадцати лет культурное отчуждение молодежи в Росси проявляло себя в двух основных формах, исторически конкретных и адекватных развившемуся содержанию.
Первую из них можно охарактеризовать в терминах субкультурности.
Она выражается в усилившемся приблизительно с начала восьмидесятых годов и пошедшем на спад в первой половине девяностых процессе роста альтернативной (субкультурной) культуротворческой активности молодежи, являющейся весьма важным показателем дробления единого ценностного ядра монолитной советской культуры.
Процесс этот был вызван целым рядом факторов, основными из которых являлись негативные явления, происходившие внутри самой советской культуры, присущие ей имманентно (формирование "двойной морали", сложный тип преемственности между
дорево1

[стр.,66]

79 люционным культурным наследием и сменившим его после 1917 года социализмом), а также начавшееся в конце шестидесятых годов проникновение на территорию бывшего СССР элементов западных молодежных субкультур.
Стержнем большинства этих «альтернативных»
(сам термин фиксирует тип отношения субкультуры к доминантной советской культуре) субкультур являлось, как правило, определенное музыкальное направление, несущее на себе социализирующую нагрузку, аккумулирующее основные социально-значимые ценности и выступающее главным каналом их трансляции.
Второй основной формой, в которой проявляет себя культурное отчуждение молодежи, является, на наш взгляд, процесс вестернизации системы ценностных ориентаций российской молодежи, принявший в постперестроечный период характер культурной экспансии.
Перестройка экономики и политики по западному образцу повлекла за собой вторжение в кулыурное просгранство России (и в первую очередь, в молодежную среду) стереотипов, образцов и ценностей западной маскультуры.
Учитывая то обстоятельство, что вхождение молодежи в культуру, ее социализация осуществляется зачастую в художественно-эстетических формах (молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру), а также важнейшую социализирующую функцию художественной культуры, аккумулирующей основные ценности (молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, идентифицируя себя с героями художественного произведения), представляется необходимым затронуть в данной работе такой немаловажный аспект культурного отчуждения, как отчуждение в сфере духовно-практического освоения молодежью действительности.
Эта сфера, помимо художественной культуры, включает в себя столь значительную компоненту, как религия.
Религия аккумулирует в себе основные терминальные ценности, традидионные для культуры, является ее сакральным фундаментом.
Несмотря на то, что в современном индустриальном обществе религия не может претендовать на роль единственного источника духовных ценностей и главного агента культурной социализации, отношение молодежи к этой сфере духовной культуры является весьма показательным в процессе исследования культурного отчуждения.
Деформации в сфере восприятия молодежью произведений художественной культуры также являются, на наш взгляд, одним из немаловажных ат

[Back]