210 социализирующую нагрузку, аккумулирующее основные социально-значимые ценности и выступающее главным каналом их трансляции. Второй основной формой, в которой проявляет себя культурное отчуждение молодежи, является, на наш взгляд, процесс вестернизации системы ценностных ориентаций российской молодежи, принявший в постперестроечный период характер культурной экспансии.1 Реформирование экономики и политики по западному образцу повлекло за собой вторжение в культурное пространство России (и в первую очередь, в молодежную среду) стереотипов, образцов и ценностей западной массовой культуры. Учитывая то обстоятельство, что вхождение молодежи в культуру, ее социализация осуществляется зачастую в художественно-эстетических формах (молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру), а также важнейшую социализирующую функцию художественной культуры, аккумулирующей основные ценности (молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, идентифицируя себя с героями художественного произведения), представляется необходимым затронуть в данной работе такой немаловажный аспект культурного отчуждения, как отчуждение в сфере духовно-практического освоения молодежью действительности. Эта сфера, помимо художественной культуры, включает в себя столь значительную компоненту, как религия. Религия аккумулирует в себе основные терминальные ценности, традиционные для культуры, является ее сакральным фундаментом. Несмотря на то, что в современном индустриальном обществе религия не может претендовать на роль единственного источника духовных ценностей и главного агента культурной социализации, отношение молодежи к этой сфере духовной культуры является весьма показательным в процессе исследования культурного отчуждения. Деформации в сфере восприятия молодежью произведений ху1 Егорспкова И.Л., Сержа1ггова Л.Л. Жизненные ориентации современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. С. 643. |
79 люционным культурным наследием и сменившим его после 1917 года социализмом), а также начавшееся в конце шестидесятых годов проникновение на территорию бывшего СССР элементов западных молодежных субкультур. Стержнем большинства этих «альтернативных» (сам термин фиксирует тип отношения субкультуры к доминантной советской культуре) субкультур являлось, как правило, определенное музыкальное направление, несущее на себе социализирующую нагрузку, аккумулирующее основные социально-значимые ценности и выступающее главным каналом их трансляции. Второй основной формой, в которой проявляет себя культурное отчуждение молодежи, является, на наш взгляд, процесс вестернизации системы ценностных ориентаций российской молодежи, принявший в постперестроечный период характер культурной экспансии. Перестройка экономики и политики по западному образцу повлекла за собой вторжение в кулыурное просгранство России (и в первую очередь, в молодежную среду) стереотипов, образцов и ценностей западной маскультуры. Учитывая то обстоятельство, что вхождение молодежи в культуру, ее социализация осуществляется зачастую в художественно-эстетических формах (молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру), а также важнейшую социализирующую функцию художественной культуры, аккумулирующей основные ценности (молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, идентифицируя себя с героями художественного произведения), представляется необходимым затронуть в данной работе такой немаловажный аспект культурного отчуждения, как отчуждение в сфере духовно-практического освоения молодежью действительности. Эта сфера, помимо художественной культуры, включает в себя столь значительную компоненту, как религия. Религия аккумулирует в себе основные терминальные ценности, традидионные для культуры, является ее сакральным фундаментом. Несмотря на то, что в современном индустриальном обществе религия не может претендовать на роль единственного источника духовных ценностей и главного агента культурной социализации, отношение молодежи к этой сфере духовной культуры является весьма показательным в процессе исследования культурного отчуждения. Деформации в сфере восприятия молодежью произведений художественной культуры также являются, на наш взгляд, одним из немаловажных ат |