211 дожествешюй культуры также являются, на наш взгляд, одним из немаловажных атрибутов культурного отчуждения. Литература, музыка, живопись и киноискусство все это зиждется на определенном ценностном фундаменте, несет в себе те или иные ценности и оказывает самое непосредственное воздействие на процесс формирования ценностных ориентаций. Отношение субъекта культуры к произведениям духовной культуры (в первую очередь, к классическому наследию отечественному и мировому) является одним из наиболее ярких показателей включенности его в культуру, или же, напротив, отчужденности от нее. Отчуждаясь от определенных форм и проявлении духовной культуры, индивид тем самым отчуждается и от той системы ценностей, которую эти формы с собою несут. Точно также, субъект культуры, будучи отчужденным от определенной системы ценностей, оказывается не в состоянии воспринимать конкретные формы духовной культуры, принадлежащие к отвергаемой им ценностной системе. Одной из ранее всего проявивших себя форм культурного отчуждения молодежи явилось возникновение так* называемых неформальных объединений молодежи, явления исключительно российского. Необходимо выделить главную причину возникновения молодежных субкультур, которая, на наш взгляд, заключается в негативных процессах, происходящих в самой доминантной культуре. В первую очередь, к подобным негативным явлениям следует отнести нежизнеспособность традиционных агентов социализации молодежи, предлагаемых советским строем. Основным таким «агентом» являлся, бесспорно, ВЛКСМ, созданный в качестве «вспомогательного» органа при ЦК КПСС. Основная функция комсомола заключалась в трансмиссии предлагаемых «сверху» образцов социокультурного поведения в молодежную среду. Учитывая тот факт, что молодость это пора наивысшего подъема творческих сил человека, такая политика искусственного сдерживания творческой активности, тяги молодежи к самовыражению, не могла не привести к отчуждению наиболее активной, творчески мыслящей части |
80 рибутов культурного отчуждения. Литература, музыка, живопись и (что особенно характерно для культуры XX века) киноискусство все это зиждется на определенном ценностном фундаменте, несет в себе те или иные ценности (явно, или в виде кода) и оказывает самое непосредственное воздействие на процесс формирования ценностных ориентаций. Отношение субъекта культуры к произведениям духовной культуры (в первую очередь, к классическому наследию отечественному и мировому) является одним из наиболее ярких показателей включенности его в культуру, или же, напротив, отчужденности от нее. Отчуждаясь от определенных форм и проявлений духовной культуры, индивид тем самым отчуждается и от той системы ценностей, которую эти формы с собою несут. Точно также, субъект культуры, будучи отчужденным от определенной системы ценностей, оказывается не в состоянии воспринимать конкретные формы духовной культуры, принадлежащие к отвергаемой им ценностной системе. Следует оговориться, что духовная культура общества охватывает сферу не только художественной культуры и религии, но также познания, нравственности, науки, воспитания и просвещения, этики, эстетики и так далее. Рассмотрение отношения молодежи ко всем этим сферам духовной культуры выходит за рамки поставленных в данной работе исследовательских задач и требует специального исследования. Кроме того, автор не ставит перед собой задачи всестороннего отображения отношения молодежи к художественной культуре и религии, ограничивая себя лишь привлечением тех данных по указанной проблематике, которые связаны с основными поставленными задачами исследования и способствуют раскрытию выдвигаемых тезисов. Одной из ранее всего проявивших себя форм культурного отчуждения молодежи явилось возникновение так называемых "неформальных объединений молодежи" явления исключительно российского. Проблемам возникновения, развития и классификации молодежных неформальных объединений посвящены исследования таких отечественных и зарубежных авторов, как Е.Г. Комарова [27], В.Н. Шкурин [99], С.Г. Ивчснков [21], В. Тольц [105], Б. Кагарлицкий [102], Д. Риордан [104] и так далее. Е.Г. Комарова дает следующее определение "неформала": "Неформал это определенная социально психологическая, социально политическая характеристика личности, входящей в какую-нибудь неофициальную общность, интегрирующая определенный уровень культуры... ценностей, знаний, навыков и отношений к официальным 83 взгляд, заключается в негативных процессах, происходящих в самой доминантной культуре. В первую очередь, к подобным негативным явлениям следует отнести нежизнеспособность (приведшую в итоге к полному' крушению) традициош1ых агентов социализации молодежи, предлагаемых советским строем. Основным таким "агентом" являлся, бесспорно, ВЛКСМ, созданный в 1926 году в качестве "вспомогательного" органа при ЦК КПСС. Основная функция комсомола заключалась в трансмиссии навязываемых "сверху" образцов социокультурного поведения в молодежную среду. В условиях тоталитарного строя с его однопартийностью и одномерностью жизненных стандартов, ВЛКСМ был просто обречен на выполнение социальной роли репрессивного аппарата по отношению к любым проявлениям творческой активности молодежи, выходящей за рамки официально одобряемых. Учитывая тот факт, что молодость это пора наивысшего подъема творческих сил человека, такая политика искусственного сдерживания творческой активности, тяги молодежи к самовыражению, не могла нс привести к отчуждению наиболее активной, творчески мыслящей части молодежи от навязываемых ей стереотипов культурного поведения. Схематизм, трафаретность, казенно штампованный способ изложения пропагандистского материала коммунистической идеологией, надуманные бравады, необоснованные самовосхваления в силу вполне понятных соображений не могли породить у критически мыслящей части молодежи ничего, кроме скепсиса и отчуждения. В условиях, резко ограничивавших свободу индивидуального и группового выбора, молодежь оказалась вытесненной на периферию общественной жизни, в сферу досуга. Ее социальная невострсбованность в более значимых областях деятельности обернулась повышенной субкультурной активностью именно в сфере досуга, ибо здесь ее поведение не было столь жестко регламентировано и не находилось под стопроцентным наблюдением представителей официальной идеологии. Как уже было упомянуто в первой главе, истоки культурного отчуждения молодежи в России восходит к самой структуре основного мифа советского общества. Одной из наиболее ущербных черт, присущих этому мифу, являлась его полная неспособность приспосабливаться к меняющимся социальным условиям (в конечном счете попытка трансформации мифа, предпринятая при М.С. Горбачеве, привела к его полному крушению). Парадокс российской социокультурной ситуации заключался, на наш взгляд, в том, что советская система, разрушив окончательно гюстфигуратив |