Проверяемый текст
Немировский Дмитрий Анатольевич. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества (Диссертация 1998)
[стр. 216]

216 активная идеологическая борьба, их клеймили позором в печати и устно как тунеядцев, космополитов, спекулянтов и стремились «перевоспитать» или изолировать от общества.
Следует отметить, что эта часть молодежи не являлась, в полном смысле слова, примером субкультурного образования, поскольку их основным родом деятельности являлась, скорее, экономическая
(спекулятивная), нежели культуротворческая активность.
Значимость подобного рода групп молодежи заключалась в основном в том, что они, благодаря своей полулегальной деятельности, служили транзитным звеном между советской и западной молодежью, формировали в среде (пусть, очень ограниченной) молодых соотечественников, особого рода информационное поле, тем самым подготавливая почву для того расцвета субкультурности, который последует десятилетием позже.
На наш взгляд, в качестве первого и наиболее характерного представителя асоциального типа молодежных субкультур,
сформированных «по западному образцу», может быть рассмотрена субкультура хиппи, получившая в России самоназвание «система» (Система).
Идеология Системы ничем не отличалась от основополагающих идей ее прототипа контркультуры, основным носителем которой в
шсстидссятыс-семидссятые годы на Западе являлось движение хиппи.
Вследствие этого факта, представляется возможным классифицировать
Систему как вестернизированную субкультуру, что, однако, нс означает отсутствия специфических черт, присущих ей как явлению российской культурной действительности.
Основу идеологии хиппи составляли наивные социальные
требования в духе идей раннего христианства (наличие определенного рода преемственности в данном случае представляется бесспорным, несмотря на негативное, зачастую, отношение христиан к хиппи и наоборот), такие, как «непротивление злу насилием», любовь к ближнему, призыв к социальному равенству.
Эти идеи весьма причудливым образом переплетались с одобряемой с одобряемой (в рамках субкультуры) практикой индивидуального и массового употребления галлюциногенных и
[стр. 94]

94 речь несколько позднее, в контексте вестернизации ценностей российской молодежи).
Характерно, что в начальной фазе своего развития тенденция ориентации на западные образцы поддерживалась выходцами из обеспеченных семей, где родители занимали руководящие посты.
Постепенно на этой основе (социальное положение родителей обеспечивало в условиях культурной изоляции доступ к информации и к артефактам западной мае культуры для их детей) стали оформляться особые категории лиц "поставщики" и "посредники", обеспечивавшие себя и свое окружение заграничного производства одеждой, музыкой, аппаратурой, валютой.
Так возникли первые носители "ультра-рыночной" идеологии, а фактически, группы перекупщиков вещей и валюты у иностранцев ("фарца", "фирма").
В официальных учреждениях надзора за молодежью этот контингент молодых людей всегда вызывал высокую степень неприязни.
Против них велась активная идеологическая борьба, их клеймили позором в печати и устно как тунеядцев, космополитов, спекулянтов и стремились "перевоспитать" или изолировать от общества.
Следует отметить, что эта часть молодежи не являлась, в полном смысле слова, примером субкультурного образования, поскольку их основным родом деятельности являлась, скорее, экономическая
(спекуляция), нежели культуротворческая активность.
Значимость подобного рода групп молодежи заключалась, в основном, в том, что они, благодаря своей полулегальной деятельности, служили транзитным звеном между советской и западной молодежью, формировали в среде (пусть, очень ограниченной) молодых соотечественников особого рода информационное поле, тем самым подготавливая почву для того расцвета субкультурности, который последует десятилетием позже.
На наш взгляд, в качестве первого и наиболее характерного представителя асоциального типа молодежных субкультур
в СССР, сформированных "по западному образцу", может быть рассмотрена субкультура хиппи, получившая в России самоназвание "система" (Система).
Датой "рождения" Системы считается 1 июня 1967 года, когда первые хиппи в Москве заявит о себе публично, выйдя на Пушкинскую площадь.
Советская идеологическая система враждебно откликнулась на это событие.
В результате хиппи практически с самого момента своего возникновения попали в разряд экстернальных сообществ.
Идеология Системы ничем не отличалась от основополагающих идей ее прототипа контркультуры, основным носителем которой в


[стр.,95]

95 шестидесятые семидесятые годы на Западе являлось движение хиппи.
Вследствие этого факта, представляется возможным классифицировать
Систеуу как вестернизированную субкультуру, что, однако, не означает отсутствия специфических черт, присущих ей как явлению российской культурной действительности.
Основу идеологии хиппи составляли наивные социаль.

ые требования в духе идей раннего христианства (наличие определенного рода преемственности в данном случае представляется бесспорным, несмотря на негативное, зачастую, отношение христиан к хиппи и наоборот), такие, как "непротивление злу насилием", любовь к ближнему, призыв к социальному равенству.
Эти идеи весьма причудливым образом переплетались с одобряемой с одобряемой (в рамках субкультуры) практикой индивидуального и массового употребления галлюциногенных и
наркотических средств (гносеологическая мотивация этой практики сопровождалась откровенно гедонистической установкой хиппи на получение удовольствия "здесь и сейчас") и процветавшим в ряде коммун хиппи промискуитетом.
Будучи привитым на российскую почву, движение хиппи приобрело некоторые черты, характерные именно для той социокультурной среды, в которой оно развивалось.
Во-первых, в силу ограниченности доступа к информации (чему в немалой степени способствовала типично советская ситуация, когда государство, являвшееся монополистом средств массовой коммуникации, могло замалчивать или искажать факты).
Система долгое время охватывала лишь самые крупные индустриальные центры России и пополнялась почти исключительно из интеллигентской среды (социальной базой Системы на ранних стадиях ее развития являлись, в основном, студенты и представители "творческих профессий").
На Западе социальная база хиппи была гораздо шире.
Во-вторых, даже впоследствии, когда Система в России достаточно прижилась (настолько, что умалчивать о ее существовании в СССР стало уже невозможно), ее первоначальный статус экстернальности продолжал сохраняться, что исключило не только возможность включения некоторых ее ценностей в арсенал доминирующей культуры, но и свело на нет любые другие возможности культурного обмена.
В странах Запада, как об этом уже было упомянуто в первой главе, конгркультура, претерпев некоторые изменения, вполне органично влилась в магистральное русло культуры.
В-третьих, учитывая общую тенденцию субкультуры хиппи апелляции к культурному наследию человечества доиндустриальной эпохи, в России, имеющей богатую и древнюю культурную тради

[Back]