218 (ценностное ядро представлено, в основном, ценностями контркультуры; определенное музыкальное направление играет роль сплачивающего субкультуру фактора и основного канала трансляции ценностей; экстернальный статус субкультуры; отсутствие четких политических взглядов; преимущественно игровые формы социализации), присущих этой субкультуре, являются общими с уже рассмотренной нами Системой, целесообразно остановиться лишь на тех особенностях субкультуры панков, которые иллюстрируют ее специфику. Панк-рок как музыкальное направление возник в Англии во второй половине семидесятых годов, а уже к началу восьмидесятых распространился по континентальной Европе и США. Специфика той разновидности молодежных субкультур, которая возникла на основе увлечения панк-роком, заключается в крайне агрессивном ее отношении не только к наличной культуре современных социальных систем, но также и практически к любым ценностям уже существовавших обществ (включая и гуманистические ценности современной индустриальной культуры, а также ценности доиндустриальных культур), за исключением наиболее дегуманизированных, маргинальных и антисоциальных. Проповедь «бунта ради бунта», эпатаж, нигилистическое отношение ко всему без исключения (включая крайне низкую и негативную самооценку и саморазрушительный стиль поведения) таковы основные черты, присущие панку как мировоззрению. Не случайна апелляция (зачастую, правда, весьма поверхностная) «панк-культуры» к идеологии и философии анархизма. В крайних формах своего проявления «панк-идеология» смыкается с фашизмом, а проявления субкультурной активности пайков приобретают ярковыраженную антисоциальную направленность (не случайно термин-самоназвание данной субкультуры переводится с английского «punk» «шпана», «хлам»). Стиль музыки, также, как и стиль поведения панка в жизни, отличается нарочито подчеркнутым примитивизмом. Панк-рок отличается нс только примитивизмом, но и агрессивностью исполнения; содержание текстов песен данной разновидности рока всегда «обличительное». При этом |
107 звало поток репрессий в отношении многих молодых поэтов и музыкантов, вынужденных реализовывать свои творческие способности "подпольно”, под угрозой попасть в тюрьму или в сумасшедший дом). Однако, несмотря на подобную неоднородность изучаемого феномена, представляется возможным охарактеризовать субкультуру Системы как вестернизованную и асоциальную (учитывая наиболее характерные из присущих ей черт ориентацию на западные стили музыки, играющие функцию основного канала передачи культурной информации, а также пассивный характер отношения с окружающей социальной средой и латентные, эскейпистские формы противостояния доминантной культуре). Целесообразно выделить еще одну достаточно характерную молодежную субкультуру, возникшую в СССР в восьмидесятые годы на базе увлечения молодежи рок музыкой и получившую, с официальной точки зрения, статус "неформальной". Это субкультура панков. Поскольку ряд основных черт (ценностное ядро представлено, в основном, ценностями контркультуры; определенное музыкальное направление играет роль сплачивающего субкультуру фактора и основного канала трансляции ценностей; экстернальный статус субкультуры; отсутствие четких политических взглядов; преимущественно игровые формы социализации), присущих этой субкультуре, являются общими с уже рассмотренной нами Системой, целесообразно остановиться лишь на тех особенностях субкультуры панков, которые иллюстрируют ее спецификуПанк рок как музыкальное направление (а, учитывая характерную особенность молодежных "рок культур", заключающуюся в их синкретизме, и как образ жизни) возник в Англии во второй половине семидесятых годов, а уже к началу восьмидесятых распространился по континентальной Европе и США. Специфика той разновидности молодежных субкультур, которая возникла на основе увлечения панк-роком, заключается в крайне агрессивном ее отношении не только к наличной культуре современных социальных систем, но также и практически к любым ценностям уже существовавших обществ (включая и гуманистические ценности современной индустриальной культуры, а также ценности до индустриальных культур), за исключением наиболее дегуманизированных, маргинальных и антисоциальных. Проповедь "бунта ради бунта", эпатаж, нигилистическое отношение ко всему без исключения (включая 108 крайне низкую и негативную самооценку и саморазрушительный стиль поведения) таковы основные черты, присущие панку как мировоззрению. Не случайна апелляция (зачастую, правда, весьма поверхностная) "панк культуры" к идеологии и философии анархизма. В крайних формах своего проявления "панк идеология" смыкается с фашизмом, а проявления субкультурной активности панков приобретают ярковыраженную антисоциальную направленность (не случайно термин-самоназвание данной субкультуры переводится с английского "punk" "шпана”, "хлам"). Стиль музыки, также, как и стиль поведения панка в жизни, отличается нарочито подчеркнутым примитивизмом. Панк рок отличается не только примитивизмом, но и агрессивностью исполнения; содержание текстов песен данной разновидности рока всегда "обличительное". При этом существующий порядок вещей может критиковаться как с левых, так и с правых позиций, что свидетельствует о крайней аморфности политических убеждений молодежи, идентифицирующей себя с панк-субкультурой. Эта экстремистская музыка нашла соответствующую ей благодатную слушательскую аудиторию, состоящую, в основном, из молодежи выходцев из рабочего класса, реже из студенческой среды. Вокруг музыкального направления сформировался особый тип субкультуры с достаточно характерным стилем жизни, символикой, системой ценностей. В СССР первые признаки появления этой субкультуры наметились уже к началу восьмидесятых годов, а в середине восьмидесятых факт ее существования стал настолько очевиден, что отрицать его не могла уже даже охранительная советская пресса. Причины, вызвавшие к жизни этот своеобразный субкультурный феномен, лежат (как и в случае с Системой), безусловно, в специфике той социокультурной ситуации, которая сложилась в СССР к началу восьмидесятых годов, основными характерными признаками которой являлись: разрыв официально провозглашаемых ценностей с реальным бытием социума; стагнационные процессы в области политики, а также духовной жизни общества, происходившие параллельно с начавшимся еще в семидесятые годы изменением роли государства как основного посредника трансмиссии ценностей. Также, как и большинство молодежных субкультур, "привнесенных" на российскую почву с Запада, "панк культура" в СССР приобрела "местную" специфику'. В первую очередь, специфика российского панка выразилась в достаточно нехарактерном для западного прототипа этой субкультуры ее социальном составе. В России |