Проверяемый текст
Немировский Дмитрий Анатольевич. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества (Диссертация 1998)
[стр. 219]

219 существующий порядок вещей может критиковаться как с левых, так и с правых позиций, что свидетельствует о крайней аморфности политических убеждений молодежи, идентифицирующей себя с панк-субкультурой.
Эта экстремистская музыка нашла соответствующую ей благодатную слушательскую аудиторию, состоящую, в основном, из молодежи выходцев из рабочего класса, реже из студенческой среды.
Вокруг музыкального направления сформировался особый тип субкультуры с достаточно характерным стилем жизни, символикой, системой ценностей.

Также, как и большинство молодежных субкультур, «привнесенных» на российскую почву с Запада, «панк-культура»
приобрела «местную» специфику.
В первую очередь, специфика российского панка выразилась в достаточно нехарактерном для западного прототипа этой субкультуры
се социальном составе.
В России панк принимал, в ряде случаев, характер интеллектуального движения протеста.
При этом, основной его социальной опорой являлось студенчество, а не рабочий класс (как на Западе).
Анализ субкультур хиппи и панков (как крайних полюсов явления «рок культуры») представляется нам вполне достаточным для характеристики того варианта культурного отчуждения, которое возникло на основе увлечения советской молодежью западными течениями музыки.
Можно отметить, что помимо двух рассмотренных субкультур, существует определенное количество более мелких и менее своеобразных (таких, как рокеры, металлисты, брейкеры или митьки).

Качественно иной вариант культурного отчуждения мы можем наблюдать на противоположном полюсе системы координат молодежной субкультурности.
Этот тип социокультурной активности представлен феноменом «агрессивно-конформистской субкультуры».
Агрессивноконформистская субкультура выросла из того агрессивного конгломерата, за которым в народе прочно закрепилось название «шпана».
Субкультура шпаны, отличающаяся ярковыраженной антисоциальной направленностью, распространилась в семидесятые годы, концентрируясь в промышленных районах и городах.
В такого рода городах, являющихся обычно придатками к
[стр. 108]

108 крайне низкую и негативную самооценку и саморазрушительный стиль поведения) таковы основные черты, присущие панку как мировоззрению.
Не случайна апелляция (зачастую, правда, весьма поверхностная) "панк культуры" к идеологии и философии анархизма.
В крайних формах своего проявления "панк идеология" смыкается с фашизмом, а проявления субкультурной активности панков приобретают ярковыраженную антисоциальную направленность (не случайно термин-самоназвание данной субкультуры переводится с английского "punk" "шпана”, "хлам").
Стиль музыки, также, как и стиль поведения панка в жизни, отличается нарочито подчеркнутым примитивизмом.
Панк рок отличается не только примитивизмом, но и агрессивностью исполнения; содержание текстов песен данной разновидности рока всегда "обличительное".
При этом существующий порядок вещей может критиковаться как с левых, так и с правых позиций, что свидетельствует о крайней аморфности политических убеждений молодежи, идентифицирующей себя с панк-субкультурой.
Эта экстремистская музыка нашла соответствующую ей благодатную слушательскую аудиторию, состоящую, в основном, из молодежи выходцев из рабочего класса, реже из студенческой среды.
Вокруг музыкального направления сформировался особый тип субкультуры с достаточно характерным стилем жизни, символикой, системой ценностей.

В СССР первые признаки появления этой субкультуры наметились уже к началу восьмидесятых годов, а в середине восьмидесятых факт ее существования стал настолько очевиден, что отрицать его не могла уже даже охранительная советская пресса.
Причины, вызвавшие к жизни этот своеобразный субкультурный феномен, лежат (как и в случае с Системой), безусловно, в специфике той социокультурной ситуации, которая сложилась в СССР к началу восьмидесятых годов, основными характерными признаками которой являлись: разрыв официально провозглашаемых ценностей с реальным бытием социума; стагнационные процессы в области политики, а также духовной жизни общества, происходившие параллельно с начавшимся еще в семидесятые годы изменением роли государства как основного посредника трансмиссии ценностей.
Также, как и большинство молодежных субкультур, "привнесенных" на российскую почву с Запада, "панк культура"
в СССР приобрела "местную" специфику'.
В первую очередь, специфика российского панка выразилась в достаточно нехарактерном для западного прототипа этой субкультуры
ее социальном составе.
В России

[стр.,113]

113 канцсв, принимающих наркотики в 1970 году увеличилось в 9 раз по сравнению с 1960 и достигло около 5 миллионов человек.
В российском варианте субкультур андеграунда наркомания никогда не была явлением столь массовым.
Несмотря на отсутствие точных данных по количеству наркоманов в среде хиппи и панков, представляется возможным утверждать о незначительности этого явления.
Как отмечает Т.
Щепанская, "в "системе" гораздо больше говорят о наркотиках, чем на самом деле употребляют; это, скорее, символ, по крайней мере для большинства.
Настоящих...
наркоманов знают, их жалеют, к ним относятся снисходительно" [100, с.
105].
Следует особо акцентировать внимание на том, что связь между рок музыкой и наркоманией весьма опосредованная.
Отдельные авторы [29, с.9], к примеру, приравнивает эти два явления, допуская при этом серьезную ошибку.
Рок музыка сама по себе ни к наркомании как болезни, ни к употреблению наркотиков как бытовому или социальному явлению практически никакого отношения не имеет.
Уже одно то, что наркомания предполагает интоксикацию, связанную с нарушением обмена веществ в организме, не может позволять ставить знак равенства между ней и увлеченностью рок музыкой, представляющей собой процесс психологической (а не физиологической) зависимости.
Практика использования психотропных веществ рок музыкантами является, скорее, чертой, присущей не конкретно "рок культуре", а культуре постмодернизма (и некоторым другим культурам) вообще.
Известно, например, что такие писатели, как Э.
По, А.
Конан Дойл, Ш.
Бодтер, О.
Хаксли использовали в качестве стимулятора творческой активности различные наркотические вещества.
Сводить достаточно непростой вопрос отношения психотропных веществ и рок культуры на уголовнопсихиатрический уровень недопу стимо для сколько-нибудь серьезного исследования.
Анализ субкультур хиппи и панков (как крайних полюсов явления "рок культуры") представляется нам вполне достаточным для характеристики того варианта культурного отчуждения, которое возникло на основе увлечения советской молодежью западными течениями музыки.
Можно отметить, что помимо двух рассмотренных субкультур, существует определенное количество более мелких и менее своеобразных (таких, как рокеры, металлисты, брейкеры или митьки),
но детальное рассмотрение всех этих субкультур нуждается в специальном исследовании и не может быть втиснуто в рамки данной работы.
Достаточно отметить, что все те черты, кото

[стр.,117]

117 низацией, немотивированной агрессивностью, выражающейся в хулиганских поступках, и бессмысленной жестокостью" [64, с.46].
Субкультура шпаны, отличающаяся ярковыраженной антисоциальной направленностью, распространилась в семидесятые годы, концентрируясь в промышленных районах и городах.
В такого рода городах, являющихся обычно придатками к
заводам и промышленным предприятиям, жизнь населения подчинена процессу обеспечения промышленного производства, функционально обусловлена.
В основном, это районы новостройки, которые полностью заселяются иммигрантами, немалую часть которых составляли "лимитчики" выходцы из урбанизированных деревень, в культурном отношении маргиналы (уже не крестьяне, но еще не рабочие).
Социологами установлено, что локальные традиции иммигрантов постепенно исчезают и не действуют уже во втором поколении [64, с.43], а местных традиций в подобных районах еще нет.
По причине резкой ослабленности влияния культурных традиций, преобладающее воздействие на становление личности молодого человека начинают оказывать наиболее распространенные образцы доминантной культуры, которые транслируются средствами массовой информации.
Для рабочего класса характерен низкий уровень интеллектуальной активности, чему виной как тяжелый физический труд, так и отсутствие внутренних стимулов к подобного рода деятельности (отрицательное воздействие социалистической "уравниловки").
Поэтому особенно прочные позиции в этой среде занимала официальная советская идеология, определявшая характер средств массовой информации до перестройки.
Приверженность рабочих официальной идеологии во многом объясняется тем, что она значительно возвышала их в собственных глазах, искусно манипулируя такими понятиями, как "власть пролетариата", "диктатура пролетариата" и так далее.
В плане материального поощрения пролетариат занимал относительно таких социальных слоев, как интеллигенция, служащие и колхозники, привилегированное положение.
Эти обстоятельства вызвали у рабочих более интенсивное, чем у большинства населения чувство зависимости от государства, обратная сторона которого неприятие всего чужеродного.
Приверженность официальной идеологии автоматически передавалась детям рабочих, что впоследствии выразилось в конформистском характере создаваемых ими субкультур.

[Back]